САУ М40\М43

История создания.

Разработка усовершенствованной самоходной 155-мм САУ началась в январе 1944 г. вследствие решения подготовить М12 к предстоявшему вторжению в Европу. В декабре 1943 г., когда решили восстановить сохранившиеся САУ М12, Бронетанковый комитет предположил, что для будущих действий лучше создать новую тяжелую САУ и сформировать из них части для дальней огневой поддержки бронетанковых дивизий. Сухопутные войска (AGF) по-прежнему не видели надобности в машине такого типа, но Артиллерийско-технический комитет поддержал бронетанковые войска и в марте 1944 г. заказал постройку опытной машины.В конце 1943 г. все разработки основных серийных боевых образцов БТТ сконцентрировали на шасси М4АЗ для создания так называемой боевой группы среднего класса параллельно с боевой группой легкого класса на шасси танка М24. В разряд группы среднего класса, которая призвана была упростить эксплуатацию и производство, попала и 155-мм САУ. Новую машину, получившую обозначение самоходная пушка Т83, разработали на несколько расширенном шасси среднего танка М4АЗ с подвеской типа НVSS. Конструкция предполагала взаимозаменяемость установки 155-мм пушки М1 или 8″ (203-мм) гаубицы М1 (идея «дуплекса», отработанная ранее в СССР). В последнем варианте САУ получала обозначение самоходная гаубица Т89.Для полноты семейства разработали транспортер Т30, представлявший собой базовое шасси без вооружения, приспособленное для перевозки боекомплекта и бойцов расчета САУ Т83 или Т89. С вторжением в Европу немедленно выдали заказ на 304 Т83 и 304 Т30. В январе 1945 г. производство начала фирма «Прессд Стил», а в марте Т83 приняли на вооружение под обозначением самоходная пушка М40. Заказ на М40 впоследствии вырос до 600 машин, из которых 311 поставили до конца войны. Несколько машин (вместе с М12) участвовали в обстреле Колона — первый случай их боевого применения. М43 Так же, как самоходная установка М40, эта установка разработана на шасси среднего танка М4АЗЕ8. Компоновочная схема танка изменена: в передней части корпуса находится отделение управления, за ним размещено силовое отделение, а в кормовой части смонтирована бронированная боевая рубка с установленной в ней 203,2-мм гаубицей М1 или М2.

Характерные особенности.

В передней части корпуса M40 находится отделение управления , в котором размещаются механик-водитель и один из членов экипажа. Силовое отделение размещается за отделением управления в средней части корпуса. В крыше корпуса над силовым отделением имеются люки для доступа к агрегатам силовой установки и воздухопритоки. Рубка боевого отделения находится в задней части корпуса. Там установлена 155-мм пушка М1 или М1А1 с начальной скоростью снаряда 854 м/с. Стрельба осколочно-фугасными снарядами весом 41,3 кг ведется на максимальную дальность 23,5 км. Скорострельность составляет один выстрел в минуту. Для повышения устойчивости при стрельбе самоходная установка имеет сошник, который опускается и поднимается с помощью ручной лебедки.

М43 отличалась,по большому счету, от М40 более мощным орудием:203 мм гаубицей М1 или М2. Горизонтальный угол наведения орудия составляет 36 градусов, угол возвышения +55 градусов, угол снижения -5 градусов. Стрельба ведется снарядами весом 90,7 кг на дальность 16900 м.Практическая скорострельность составляет один выстрел в минуту. В задней части корпуса смонтирован откидывающийся сошник, предназначенный для повышения устойчивости при стрельбе. Подъем и опускание сошника производятся помощью ручной лебедки. Для защиты от нападения с воздуха установки были вооружены 12,7-мм зенитным пулеметом.

 

Применение.

Самоходная установка М40 использовалась в сражениях завершающего этапа второй мировой войны. После войны длительное время состояла на вооружении армии США и других стран.

Оставьте комментарий