История создания:
До настоящего времени принято считать, что вопросом создания САУ в Советском Союзе стали вплотную заниматься только после “знакомства” на поле боя с немецкими 75-мм самоходками StuG III, однако это далеко не так. Работы в этом направлении начались ещё в 1924 году, только в то время предлагалось использовать в качестве основы тракторное шасси (за неимением подходящих танковых). С появлением Т-18 и Т-27 проектирование САУ перешло на новый качественный уровень. Так как ходовая часть “малого танка сопровождения”, как впрочем и танкетки, не была приспособлена для установки крупнокалиберных орудий, на них планировали установить пушки калибром 37 – 76,2-мм. На состоявшемся весной 1930 года совещании в ГАУ этот вопрос был озвучен вновь и 2 октября РВС СССР принял “Постановление РВС об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок. В нём предписывалось заводам и конструкторским бюро спроектировать и изготовить к 1 октября 1931 года несколько разнотипных боевых машин, включая шесть самоходных установок. О таких машинах говорилось следующее.
“… — танкетку, аналогичную по характеристикам пулеметной танкетке сопровождения, но с вооружением в виде одной 37-мм пушки БМ. Назначение танкетки — противотанковая борьба с танками противника; — самоходную пушку (артиллерия сопровождения) механизированных частей. Назначение — подготовка и поддержка танковой атаки, борьба против танков. Шасси малого танка Калибр 76мм. Вес не более 7,5тн. Скорость хода 25-30 клм в час. Броня 7-10 мм. Угол возвышения не менее 30 гр. Горизонтальное наведение не менее 12 гр. — самоходную дивизионную пушку поддержки. Назначение — подготовка и поддержка атаки пехоты, борьба с заграждениями, укреплениями и огневыми точками. Шасси среднего трактора. Вес 7,5-9 тн, скорость хода 20-25 клм, броневая защита — орудийный щит толщиной 7-8мм, вооружение 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. Установка должна перевозить 3-4 человек команды и 40 выстрелов. Рассмотреть вопрос возможности создания на том же шасси 122-мм самоходной гаубицы. — самоходную зенитную пулеметную установку. Назначение – охрана частей на походе и в бою от нападения авиации (бреющий полет). Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 7,5 тн. Скорость хода – 25-30 клм. Броня – 7-10 мм. Вооружение — универсальный четырехствольный станковый пулемет калибром 7,62-мм. Установка должна перевозить не менее 2-х человек команды и 4000 патрон. — самоходную зенитную пушечную установку. Назначение — оборона механизированных и пехотных частей на походе и в бою от легкой и бомбардировочной авиации, а также подвижное противотанковое средство большой досягаемости. Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 7-7,5 тн. Скорость хода — 25-30 клм. Броня — 7-10 мм. Вооружение — спаренная 37-мм зенитная пушка. Установка должна перевозить не менее 2-х человек орудийных номеров и 100 выстрелов. — самоходную зенитную пушечную установку большой досягаемости. Назначение — оборона штабов, мест развертывания резервов, узловых ж.д. станций от налетов вражеских тяжелых бомбардировщиков. Шасси — маневренный танк, или тяжелого трактора, вес 10-12 тн., скорость — 15-20 клм, броня — 8-15мм…”
Впрочем, ещё в ноябре 1929 года конструктор АНИИ К.М.Иванов по заказу УММ РККА изготовил не только проект САУ сопровождения мотомехчастей на базе танка Т-18, но и транспортера боеприпасов к ней. В качестве прообраза был взят французский танк огневой поддержки Renault FT-17BS. Его советский аналог сохранял конструкцию серийного танка, но вместо башни в передней части корпуса устанавливалась высокая бронированная рубка по форме напоминающую усеченную пирамиду. В неё устанавливалась 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, для уменьшения отката которой устанавливался щелевой дульный тормоз конструкции П.Н.Сячинтова. Боезапас самоходки составлял 4-6 выстрелов, пулеметное вооружение отсутствовало. Параллельно прорабатывались варианты установки 37-мм пушки большой мощности ПС-2 и 45-мм танковой пушки образца 1930 года (которая планировалась для установки на танки Т-24). Разработанный следом трактор-транспортер (“танк снабжения”) на базе Т-18 оборудовался бронеящиком с толщиной бронелистов 5-7 мм на 10 лотков для 50 снарядов калибра 76,2-мм или 16 лотками с 169 снарядами для 37-мм или 45-мм орудий, установленным в подбашенной коробке. Вместо снарядных лотков можно было перевозить эквивалентное количество цинковых патронных ящиков. Башня при этом демонтировалась, топливные баки убирались внутрь корпуса, а экипаж состоял из одного механика-водителя. Предполагалось, такие машины будут строиться из расчета одна на батарею (4 САУ). Рассмотрение и защита проектов состоялось в феврале 1930 года. Предложенные варианты самоходных орудий понравились военным. Был даже назначен срок реализации в металле САУ Т-18 – такое решение было принято 11 июня и оговаривало поставку опытного образца к 10 октября 1930 года, однако из-за малого возимого боезапаса и особенностей ходовой части и корпуса (узкая колея шасси и высокая центровка) от дальнейших работ по превращению Т-18 в самоходное орудие отказались.
😮
:Smile-izmena: :Smile-hiding:
😮 :Smile-izmena:
:facepalmic: