История Создания
Сразу после принятие на вооружение танка ГАЗ-70, и налаживании его серийного производства под обозначением Т-70, из строевых частей стали поступать тревожные донесения. Несмотря на усиленную, по сравнению с Т-40 и Т-60 бронезащиту и вооружение, новый танк по-прежнему был оснащен одноместной башней. Это крайне негативно сказывалось на работе экипажа, поскольку командир машины был вынужден в ходе боя одновременно отдавать приказы механику-водителю, вести стрельбу из пушки, самому подавать боепрпасы и самому её заряжать. Решением этой проблемы занялись ещё весной 1942 году, но тогда разработанная инженерами КБ под руководством Астрова новая двухместная башня не была принята к установке на серийные Т-70 в виду многочисленных выявленных недостатков. В частности, особое внимание уделялось тесноте в боевом отделении, а также возросшей массе танка, что отрицательно сказалось на ходовой части и трансмиссии. Проведенные испытания серийного Т-70, догруженного до массы 11 тонн, полностью подтвердили сделанные расчеты — у танка лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Тем не менее, с конца 1942 года в серийное производство поступила улучшенная модификация Т-70М, на которой большая часть недостатков была устранена. Кроме одноместной башни…
Новая башня, которая была установлена на опытный образец танка под индексом «080». В отличии от предыдущего проекта она имела сильно скошенный лобовой лист, что было сделано специально для достижения максимальных углов обстрела в вертикальной плоскости. Этого требовала не только текущая фронтовая обстановка, где легкие танки части применялись для штурмов городских кварталов, но и отдельные члены командного состава. К примеру, этого требовал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант Конев, который хотел, чтобы легкие танки могли сами защищать себя от атак авиации противника. Доработки были проведены в кратчайшие сроки, однако нововведения достались непросто. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40—45 мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни — броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту. Ходовую часть оставили прежней, с пятью опорными катками на борт оснащенными индивидуальной торсионной подвеской, тремя поддерживающими роликами, передним ведущим и задним направляющим колесом. На танке использовалась стандартная мелкозвенчатая гусеница от Т-70, состоящая из 80 траков шириной 300 мм. Электропроводка в танке Т-80 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 12 В) были генератор ГТ-500С с реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощностью 500 Вт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А\ч. Изменилась силовая установка — вместо двигателя ГАЗ-203 установили форсированную ГАЗ-203Ф, представлявшую собой спарку из двух моторов ГАЗ-80 мощностью 85 л.с. каждый. Танк оснащался механической трансмиссией, которая состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, 4-ступенчатой 5-скоростной КПП, карданного вала, главной конической передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов с сухим трением, ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Вооружение «080» осталось прежним (45-мм пушка 20К с длиной ствола 46 калибров и 7,62-мм пулемет ДТ), за исключением того, что спаренная пулеметно-пушечная установка получила увеличенные углы обстрела в вертикальной плоскости, которые составили от -8° до +65°. Боекомплект для пушки был доведен до 94 снарядов (по другим данным — до 100). Несмотря на кажущуюся устарелость полуавтоматическая пушка 20К оказалась очень удачной и выпускалась практически всю войну. Она имела небольшие габариты и подходила для установки на любой танк легкого типа, выпущенного после 1941 года. Единственным большим недостатком этого орудия была недоработка механизма полуавтоматики — при выстреле осколочным снарядом откат ствола был несколько меньшим и механизм не срабатывал, поэтому командиру танка приходилось вручную доставать стреляную гильзу из патронника, что снижало скорострельность с 15 до 7-10 выстрелов в минуту. Практическая дальность стрельбы 20К составляла 3600 метров, максимальная — 6000 метров. Весьма неплохими были и баллистические характеристики. При стрельбе бронебойными снарядами (БР-240 или Б-240) с дистанции 1000 метров пробивался 35-мм броневой лист установленный под углом 90°, и 28-мм броневой лист установленный под углом 60°. После принятия на вооружение подкалиберного снаряда БР-240П эти показатели увеличились до 72 и 59-мм соответственно. Больше того при наилучших условиях, когда стрельба велась с дистанции 100 метров и меньше, подкалиберный снаряд пробивал 96-мм вертикально установленный лист брони. Таким образом, пушка 20К в бою на близких дистанциях была очень сильным противником для всех средних и легких танков противника. также экипаж снабжался одним пистолет-пулемётом ППШ с 3 дисками (213 патронов) и 12 ручными гранатами Ф-1. В ряде случаев к этому вооружению добавлялся пистолет для стрельбы сигнальными ракетами. Танк снабжался двумя типами прицелов: ТМФ-1 для стрельбы по наземным целям и коллиматорным К-8Т для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий. Радиооборудование состояло из радиостанции 12РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ на 3 абонента. Корпус танка, как и схема бронирования, не претерпели значительных изменений, за исключением того, что толщина бортовых бронелистов была доведена до 25 мм.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.