Легкий Танк T-70

История Создания

Еще в начале сентября 1941 года Н. Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) предварительные расчеты по изготовлению на базе Т-60 легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащённого спаренной установкой автомобильных двигателей. Предложение получило поддержку, и 15 сентября Астров подписал проект создания спаренных установок двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сданы опытные образцы моторов мощностью 135 л.с, которым присвоили индекс ГАЗ-203. Новый двигательный агрегат представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габарит, мотор удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата — пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также в виду перегрузки ходовой части (вес танка достигал 8,5-9 т) в неё добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках. Военные всячески торопили горьковчан с созданием более мощного легкого танка. Так, в рабочих записях комиссара ГАБТУ Красной Армии армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова от 16 декабря 1941 года значится:

«По автозаводу им. Молотова; …2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 45 мм (лоб, башня), 25 мм (корма) и борт — 15 мм».

Но только в последних числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс «ГАЗ-70», изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В. Дедкова, кокиль для которой собрали на артиллерийском заводе № 92 в Горьком. Параллельно с литой был разработан вариант «граненой башни», сваренной из 30-35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем. Первоначальный срок сдачи опытного образца ГАЗ-70 — 1 февраля — завод сорвал, несмотря на то, что за работами над новой боевой машиной следило руководство страны. В записях уже упоминавшеюся армейского комиссара 2-го ранга Н.Бирюкова, датированных 12 февраля 1942 года есть запись о его разговоре со Сталиным:

«В 19 ч. 35 мин позвонил тов. Сталин и спросил, когда будет готов и доставлен двухмоторный танк с горьковского автозавода. Я ответил, что танк обещают собрать 12 февраля. Тов. Сталин спросил, выйдет ли что с этим танком. Я ответил, что танк смотрели наши инженеры. Испытания танк не проходил, но танк должен выйти. Тов. Сталин выразил свое неудовольствие по поводу задержки сборки танка».

Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Первый образец танка имел то же бронирование, что и Т-60. Он сильно напоминал своего предшественника, но был более пропорционален. 20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно. 26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии, однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Так, в акте приемной комиссии отмечалось слабое бронирование ГАЗ-70, в основном соответствовавшее таковому на Т-60, и лишь незначительно усиленное в лобовой части, недостаточная проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением — в башне ГАЗ-70, как и Т-60, располагался один человек — и ряд других недостатков. Поэтому отношение военных к танку было, мягко говоря, неоднозначным — по боевым характеристикам новая машина не сильно превосходила Т-60, но при этом была значительно дороже. Тем не менее, главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н. Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок, для чего в план опытных работ ГАЗа на I квартал 1942 года включили «создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей». Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135 — 140 л.с. позволяла утяжелить танк примерно на 0,7 т) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Так, нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний — до 35 мм. Результаты испытаний нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили «наверх», и 6 марта 1942 года председатель Государственного комитета обороны И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им. Молотова Наркомсредмаша» следующего содержания:

«1. Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, спроектированный и изготовленный Горьковским автозаводом Наркомсредмаша… …до запуска танка в серийное производства устранить дефекты, отмеченные в акте комиссии от 26 февраля 1942 г. …выпускать с 1 июня 1942 г. танк Т-70 с уширенным траком и увеличенной шпорой. И. Сталин».

Через два дня — 9 марта — появилось еще одно постановление ГКО № 1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №№ 37 и 38 Наркомтанкопрома», согласно которому к выпуску новых боевых машин привлекались еще два предприятия, которые постепенно должны были прекратить сборку легких танков Т-60:

«1. …с апреля месяца приступить к производству танков Т-70, с тактико-технической характеристикой, установленной постановлением ГОКО от 6 марта 1942 г. за № 1394сс. 2. Установить следующий план выпуска танков Т-70 и Т-60 на заводах № 37 и № 38… И.Сталин».

Т-70М

Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия «танкового КБ» ГАЗа были направлены на выполнение этой задачи. В апреле — мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей. В ходе проектирования стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. Поэтому в июле — августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков. Кроме того, мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов. Для исправления выявленных недостатков танковое КБ ГАЗа предприняло ряд шагов. Так, была усилена конструкция рамы двигателя, так как ввиду возросшей нагрузки на ходовую часть она потребовала упрочнения. С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц, возросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук. Кроме того, усилили поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы. Кроме того, велись работы по проектированию на базе ГАЗ-203 двигателя увеличенной мощности. Решением Государственного Комитета Обороны №2276сс от 8 сентября 1942 года Горьковскому автозаводу поручалось «спроектировать и изготовить новые образцы форсированного двигателя и двухместной башни для танка Т-70». Появление этого документа значительно ускорило изготовление нового легкого танка, так как теперь осуществлялся жесткий контроль за ходом работ со стороны руководства страны. В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца лёгкого танка Т-70 с башней «для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов». Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами — командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо и его обслуживание было также передано заряжающему. Для наблюдения за полем бон сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, усложняющую открывание и закрытие башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками. Броневая защита корпуса быта усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. В виду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена. Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября — начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЗ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с, позже получивших обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия. Агрегаты нового двигателя отличались от серийных агрегатов ГАЗ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-13. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтных Т-70. Первый собранный двигатель прошел стендовые испытания в 100 часов, второй установили на серийный Т-70, догруженный до массы 11,5 т, и испытали пробегом на 1318 км, а третий смонтировали на танке Т-70 с новой двухместной башней. Последний в период с 28 сентября по 2 октября 1942 года прошел ходовые испытания в окрестностях Горького. В заключении отчета об испытаниях этой боевой машины говорилось: «После устранения недостатков рекомендуется танк Т-70 с двухместной башней принять на вооружение Красной Армии».

Модификации танка Т-70

Говоря о Т-70, нельзя не сказать об опытных образцах, на которых испытывалось другое вооружение. Летом 1942 года в КБ завода №37 под руководством Н.А.Попова был изготовлен опытный образец танка Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37. В качестве основного оружия на танке была установлена 37-мм автоматическая пушка Ш-37 конструкции Б.Г. Шпитального с начальной скоростью снаряда 1000 м/с с возможностью стрельбы по воздушным целям. Конструкция автоматики пушки была основана на принципе отвода газов из канала ствола. Питание пушки — магазинное. Углы наводки по вертикали составляли от -4 до +77°. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел, по воздушным — коллиматорный прицел К-8Т. Наводка оружия на цель осуществлялось с помощью штатных приводов — шестеренчатого механизма поворота башни и винтового подъемного механизма. При движении по-походному пушка стопорилась с помощью двух специальных стоек, кренившихся на верхнем лобовом листе. В боекомплект пушки входили 200 выстрелов (10 магазинов). Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1. Из-за неудачной компоновки боевого отделения, машина не выдержала испытаний.

Осенью 1942 года на испытания поступил зенитный вариант танка Т-70(З). Задание на разработку самоходной зенитной установки было получено ещё в мае, но тогда работы велись по танку Т-60. После принятия на вооружение Т-70 КБ под руководством Гинзбурга сосредоточилось на более перспективной машине. За основу был взят серийный танк, все доработки на котором свелись к установке двух 12,7-мм пулеметов ДШКТ в стандартной башне. Пулеметы крепились в измененной маске на штатных кронштейнах вдоль продольной оси. Начальный проект предусматривал использование ленточного питания, но в октябре их решили заменить на 30-патронные магазины. Общие боекомплект состоял из 360 патронов. Для стрельбы по наземным целям использовался прицел ТМФП, по воздушным — коллиматорный К-8Т. Совместные испытания зенитных танков Т-60-З, Т-70(З) и Т-90 начались 4 декабря 1942 года, когда три опытные машины прибыли в Кубинку. Тут выяснилось, что Т-60-З не имеет коллиматорного прицела, поэтому его не допустили даже к пробегу. Два других танка в течении 5-9 декабря прошли усиленные ходовые и огневые испытания, в ходе которых из пулеметов было сделано 1125 выстрелов. Комиссия полигона, оценив результаты тестов, пришла к выводу, что разработка легких зенитных танков вполне целесообразна, однако использовать для этой цели серийные машины с небольшими доработками крайне нежелательно. В качестве аргументов приводилась недостаточная скорость наводки, частые задержки при стрельбе и плохая подгонка магазинов, недостаточная меткость из-за отсутствия плечевого упора пулеметов, малый боезапас (его рекомендовали довести до 900-1150 патронов) и отсутствие радиостанции. Окончательно судьба зенитных танков решилась зимой 1943 года — тогда начались поставки полугусеничных самоходок М16 и от дальнейших работ по Т-70(З) и Т-90 отказались.

В конце 1942 года был разработан образец Т-70 с длинноствольной пушкой ВТ-42. Весной 1943 года были созданы два опытных экземпляра, которые 12 мая 1943 года поступили на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась ее «высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета и простота конструкции полуавтоматики». Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии.

Оставьте комментарий