Home » Советские Танки » Лёгкие Танки » Легкий Танк T-60

Легкий Танк T-60

История Создания

Разработчик: КБ под руководством Астрова

Год начала работ: 1941

Год выпуска первого прототипа: 1941

Серийно выпускался в 1941-1943 гг.

В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание на освоение производства нового легкого танка поддержки пехоты Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174 им.Ворошилова. Имея неплохие характеристики, он должен был стать самым массовым танком в РККА, так как по своим небольшим размерам и весьма умеренной металлоемкости (боевая масса 14,5 т) мог производиться крупными сериями на целом ряде заводов, не способных выпускать средний танк Т-34. Таким образом появлялась возможность задействовать производственные мощности, ранее не принимавших непосредственного участия в танкостроении. Одновременно предусматривалось освоение выпуска и достаточно сложного и трудоемкого 6-цилиндрового дизельного двигателя В-4 («половинка» В-2) для нового танка. Полученное задание не вызывало оптимизма у руководства завода, так как скромные производственные возможности завода явно не соответствовали заданию. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную 8-ступенчатую коробку передач, а зуборезное производство (производство шестерен) всегда было на этом предприятии слабым местом. Вместе с тем, война быстро показала, что подвижные среднебронированные машины такого класса как Т-50, с легким артиллерийским вооружением и не занимающие мощности основных танковых производств, тоже имеют свою область применения и крайне необходимы в войсках (например, в качестве разведывательных), особенно учитывая катастрофическое сокращение танкового парка за лето-осень 1941 года. Расширяя, насколько возможно, производство танков Т-40 и немного усиливая его бронезащиту, работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты (напомним, что по штату каждая советская стрелковая дивизия должна была иметь роту легких танков). При этом предполагалось использование отлаженной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части Т-40. Корпус нового танка должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры, но усиленное бронирование. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством Н.А.Астрова, удалось выполнить всего за 15 дней (начиная с августа 1941 года). За этот немыслимо короткий срок был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка «060». Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, Астров вместе со старшим военпредом (военный представитель) завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину, в котором обосновали невозможность выпуска на заводе № 37 танка Т-50 и с другой стороны обосновали возможность быстрого запуска в серийное производство танка «060», причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и передовых технологий их изготовления. Уже следующим утром на завод приехал заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел танк «060», одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить крупнокалиберный пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации, для чего тут же связал Астрова с ОКБ-15.

 

Вечером вышло постановление ГОКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства (10 000 штук в год) новой машины, получившей армейский индекс Т-60 (иногда встречалось обозначение Т-60Ш, где индекс «Ш» означает ШВАК). Под выпуск Т-60 предполагалось задействовать пять заводов: № 37 (Москва), ГАЗ (танковый завод № 176), Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им.Куйбышева, № 264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ, к сожалению, быстро отпавший в связи со срочной эвакуацией). Впоследствии к выпуску Т-60 присоединились заводы № 38 в Кирове и № 37 в Свердловске. Одновременно для выпуска танковых агрегатов привлекли московский автозавод «КИМ», завод «Красный пролетарий» и Мытищинский машиностроительный завод № 592. Для танка Т-60 конструктор А.В.Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус. Он имел меньший забронированный объем и низкий силуэт (высота 1360 мм), с большие углы наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15-20 мм, а потом и до 20-35 мм, бортовых — до 15 мм (впоследствии до 25 мм.), кормовых до 13 мм (потом до 25 мм). Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк. Новая башня, высотой всего 375 мм, спроектированная Ю.П.Юдовичем, более технологичная, чем на Т-40, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс». Башня была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. Впрочем, некоторые бронекорпусные заводы, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40. На втором опытном образце Т-60 вместо пулемета ДШК установили скорострельную 20-мм пушку «ШВАК-танковая» с длиной ствола 82,4 калибра, созданную в короткий срок в ОКБ-15 совместно с ОКБ-16 на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. В ее конструкции использовалась схема вооружения, разработанная в ОКБ-16 для 37-мм авиапушки НС-37, а ствол был заимствован от мотор-пушки МП-20. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально ее приняли на вооружение только 1 декабря 1941 года, а 1 января 1942 года она получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана-Шпитального-1) или ТНШ-20, как ее стали называть позже. В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.