Тяжелый танк E-100 (Tiger III)

История Создания

Танки класса «Е»

В 1942 году в Министерстве вооружений III Рейха был сформирован специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это были прежде всего фирмы Адлер (Adler) из Франкфурта, Аргус (Argus) из Карлсруэ и Вестерхютте (Westerhuette) из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма КлёкерГумбольдт-Дойтц (Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы.

Новые танки получили обозначение — класс «Е». Проекты этих танков значительно отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и РzКрfw V «Пантера». Особенный акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V и РzКрfw VI. Новым было и то, что ведущие колеса располагались сзади, ближе к двигателю и трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше места внутри танка. На танки класса «Е» предполагалось установить стабилизаторы орудия и новый тип прицелов. Планировали, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков. Всего программа «Е» охватывала пять танков:

  • . E-10 — малый разведывательный танк массой около 15000 кг;
  • . E-25 — танк массой около 25000-30000 кг;
  • . E-50 — средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»;
  • . E-75 — танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»;
  • . E-100 — танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков.

    Е-100

    К моменту окончания 2-й Мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Разработка конструкции и постройка опытного образца велись на фирме Адлер из Франкфурта-на-Майне. Проектирование танка Е-100 началось уже 30 июля 1943 года. Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, продолжалось проектирование и была начата постройка прототипа. Монтаж опытного образца шел в Хаустенбеке в районе Падерборна. В начале 1945 года были готовы шасси и ходовая часть. К началу испытаний на танк установили двигатель Майбах HL 230, коробку передач OG 401216 В фирмы Майбах и рулевое управление Хеншель L 801, использованное также на «Тиграх II».

    Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Адлер.

Однако танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы. Кроме более узких гусениц, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты, защищающие шасси и гусеницы. На танке Е-100 использовали традиционную для германского танкостроения трансмиссию — двигатель располагался в корме, а ведущие колеса — в передней части танка. Броня: 240 мм (лоб) и 120 мм (борта).

До конца войны изготовить башню так и не успели. Во время испытаний использовали груз, равный массе будущей башни. Также не было готово и вооружение танка. Планировали установить на Е-100 орудие калибра 150 или 170 мм. Предполагалось, что Е-100, оснащенный двигателем Майбах и рулевым устройством Майбах «Mekydro» будет развивать скорость до 40 км/ч.

Незавершенный прототип был захвачен в Падерборне английскими войсками.

В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний. На данных испытаниях были проведены ходовые испытания корпуса без башни Е-100 с двигателем Майбах мощностью 700 л/с. На этих испытаниях, даже значительно облегчённый танк смог развить всего 20 км/ч, тогда как по проекту предусматривалась установка 1200 сильного мотора, с ним танк должен был развивать скорость 40 км/час.

Работа над танками класса «Е» дала много новых технических находок, которые однако нашли практическое применение лишь в 60-х годах во время конструирования танков для бундесвера. Как уже упоминалось, острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии таких танков весьма проблематичным.

Сравнительное изображение E-100 и ИС-7:

Тактико-технические характеристики танка E-100:

  • Экипаж……..5 человек
  • Масса танка…..140 тонн
  • Длина ……..10,27 м
  • Ширина………4,48м
  • Высота………3,29 м
  • Двигательная установка …….»Майбах» HL234
  • Максимальная скорость ………40 (когда американцы испытывали захваченный танк без башни, он развил всего 20 км.ч)
  • Дальность хода ……………120 км
  • Радиостанция………………FuG 5Вооружение…………150-мм пушка 15cm KwK44 KwK L/38, одна 75-мм пушка KwK 44 L/36.5, один пулемет MG34 в корпусе
  • Бронирование танка:
  • Башня лоб………..240 мм, скругленная
  • Надстройка лоб………..200 мм
  • Корпус лоб ………..200 мм
  • Маска пушки………240 мм «кабанья голова»
  • Борта башни………200 мм
  • Борта надстройки………..180 мм
  • Борта корпуса…….120 мм
  • Корма башни………200 мм
  • Корма корпуса…….150 мм
  • Корма надстройки ………….150 мм
  • Крыша……………40-80 мм
  • Днище……………40 мм

Схема бронирования сверхтяжелого танка Е100:


7 комментариев к “Тяжелый танк E-100 (Tiger III)”

Оставьте комментарий