Средний танк M3 Ли

История создания.

В середине 1940 американская промышленность получила заказ от командования на М3 — новый образец бронетехники с усиленным вооружением и бронированием, являвшийся развитием малосерийного М2. Поскольку опыта установки в башне сравнительно габаритной 75-мм пушки не было, ее разместили в корпусе. Так возник танк M3, первый экземпляр которого появился в январе 1941 года. Ходовую часть М2 сохранили. В конструкции использовали листы гомогенной брони, которые крепились заклепками. Особенностью М3 было трехъярусное расположение вооружения. В башне с 37-мм пушкой и спаренным пулеметом, вращающимся поликом и гидроприводом для горизонтальной наводки, размещались три танкиста. В командирской башенке ставили пулемет с ограниченными углами вертикальной наводки. Впервые в американском танкостроении применили 75-мм пушку, предназначавшуюся для борьбы с бронированными и другими защищенными целями.

М3 отроились несколькими заводами, с карбюраторными двигателями различных марок. Это осложняло ремонт и обслуживание, подготовку танкистов и технического персонала. Крайне неудачна была и форма корпуса: танк получился слишком высоким, громоздким. Вертикальные броневые листы служили плохой защитой. Проходимость была низкой, ремонт в полевых условиях затруднен. Все эти недостатки были известны с начала производства, но за неимением лучшего М3 все же был пущен в серию.

Компоновка танка МЗ.

Боезапас составлял 65 снарядов для 75-мм пушки, 126 снарядов для 37-мм пушки (на танках «General Grant»- 139), 4000 патронов для пулеметов, 20 магазинов для автоматов, 6 гранат, 12 сигнальных ракет, а также 8 дымовых гранат.

Экипаж танка состоял из 6 человек. Командир находился в башне 37-мм орудия и вел наблюдение из малой башенки. При небходимости вел огонь из пулемета. Рядом находился наводчик 37-мм орудия, а ниже его , по центру машины — заряжающий. Все они размещались на поворотном полике башни. Наводчик 76-мм орудия располагался внутри спонсона, а рядом с ним, в корпусе танка, сзади казенника орудия — заряжающий. Водитель сидел спереди и слева и мог вести неприцельный огонь из курсовых пулеметов.

 

 

 

Модификации.

М3 «General Grant» выпускали с апреля 1941-го по декабрь 1942 года в шести модификациях: М3, М3А1, М3А2, М3А3, М3А4, М3А5. Всего было изготовлено 6258 машин, отличавшихся типом двигателя и способом изготовления корпуса.

  • М3А1 (английское обозначение Lee II) имела литой обтекаемый корпус и 75-мм пушку М2, с укороченным стволом и противовесом у дульного среза. Остальные характеристики соответствовали базовой модели. Танки выпускались «American Locomotive company» с февраля по август 1942 года. Всего было изготовлено 300 машин.
  • М3А2 (английское обозначение Lee III) имела сварной корпус и 75-мм пушку, с укороченным стволом и противовесом. Фирма Baldvin в январе 1942 года произвела всего 12 машин, после чего перешла на производство танков М3А3.
  • М3А3 (английское обозначение Lee V) отличалась от М3А2 только двигателем. На этих танках установили два дизеля «General Motors 6-71 6046» водяного охлаждения, суммарной мощностью 375 л.с. Это увеличило массу танка до 63000 фунтов (28602 кг), но, из-за большей мощности и экономичности дизелей, скорость возросла до 29 миль/час (46 км/час), а запас хода — до 160 миль (256 км). Внешнее отличие танка от базовой модели — несколько измененная форма моторного отсека. Всего фирмой Baldvin с марта по декабрь 1942 года было выпущено 322 танка МЗАЗ.

Обозначением Lee IV англичане называли танк М3А3, но с двигателем Wright Continental, при сохранении той же формы корпуса. По видимому, замена двигателей производилась англичанами в процессе эксплуатации.

  • М3А4 (английское обозначение Lee VI) производилась концерном Chrysler на Детройтском арсенале с июня по август 1942 года. Всего было изготовлено 109 машин. Танк отличался новым 30-цилиндровым многорядным двигателем Chrysler А 57, водяного охлаждения, спроектированным и поставленным на конвейер на заводах концерна. Установка этого двигателя повысила массу танка до 64000 фунтов (29056 кг) и длину до 19 футов 8 дюймов (5995 мм), что также вызвало и увеличение длины гусениц до 166 траков в каждой. Но скорость и запас хода остались, как и у базовой модели.
  • М3А5 — это тот же М3А3, только с клепанным корпусом. Выпускался фирмой Baldvin с января по ноябрь 1942 года параллельно с танком М3А3. Всего фирма сделала 591 танк.

Боевые машины на базе танка М3.

Как в США, так и в Англии велись работы по созданию самоходных установок на шасси танка М3. С танков снималось все штатное вооружение, переделывалась броневая рубка под устанавливаемое орудие. В США были созданы опытные образцы самоходных орудий:

  • Т6, с открыто установленной 105-мм пушкой;
  • Т24, с отрыто установленной 3-х дюймовой (76,2 мм) пушкой;
  • Т36, с установленной во вращающейся, специально спроектированной башне 40-мм зенитного автомата;
  • Т40/М9, с открыто установленной 3-х дюймовой зенитной пушкой М1918;
  • М33, с установленной 155-мм пушкой в закрытой рубке на шасси ремонтно-эксплуатационной машины Т2(М31), созданной на базе танков М3А3 и М3А5. На крыше корпуса устанавливались зенитные пулеметы;
  • М44, которая являлась дальнейшим развитием М33, с измененной рубкой и командирской башенкой.

Ни одна из этих машин не была принята на вооружение.

Англичанам удалось создать более удачную конструкцию самоходной 105-мм гаубицы. Опытная модель имела обозначение Т32, а серийная — М7 и собственное имя «Priest» (Священник) и применялась в армиях многих стран.

105-мм гаубица М2А1 или М1А2 открыто устанавливалась на шасси танка М3, с которого были сняты: спонсон, башня, верхний броневой лист. Проем спонсона закрывался броневым листом, который крепился на заклепках. В лобовом листе рубки прорезалась амбразура для установки ствола орудия. В корпусе монтировался лафет, по правому борту — турель с 12,7-мм зенитным пулеметом. Экипаж — 6 человек. Бронирование и двигатель, как у базовой модели. Скорость 25 миль в час (40 км/час). Запас хода по шоссе 125 миль (210 км), по грунту — 87 миль (140км).

Самоходная гаубица М7 выпускалась на заводах США с 1942 по 1945 год. Два головные образца были созданы концерном «Baldvin» в феврале, а выпуск САУ М7 и ее модификаций производился на заводах «American Locomotive company», «Pressed Stell» и «Federal Mashine & Welder». Всего выпущено 4267 машин, которые хорошо себя зарекомендовали.

Должное внимание американцы и англичане уделяли инженерным машинам.

Первым образцом такой машины в США был артиллерийский тягач Т16. С танка М3 демонтировали все вооружение, башню, внутри корпуса установили лебедку. Но тягач не был принят на вооружение из-за тесноты в корпусе. Даже для ремонтных машин военные требовали комфортабельных условий по их обслуживанию.

Серийной моделью стала ремонтно-эвакуационная машина Т2. С танка также демонтировалась башня, вооружение, корпус полностью бронировали и устанавливали грузовую несъемную стрелу, грузоподъемностью 10 т, с лебедкой, большие ящики для инструментов и запасных частей. Выпуск машин начался с сентября 1943 года. Созданные на шасси танка МЗАЗ, они получили обозначение М31В1, а на шасси МЗА5 — М31В2. В английской армии эти машины обозначались ARV I.

Англичане создали свою ремонтно-эксплуатационную машину ARV по такому же принципу: демонтировалось все вооружение, башня, но крановая стрела с ручной лебедкой была съемной. Имелись также ящики для инструмента и запасных частей. Машина могла вооружаться зенитными пулеметами, чаще всего спаркой 7,62-мм пулеметов «Bren». В положении «по-походному» стрела снималась, разбиралась на несколько частей и закреплялась по бортам корпуса снаружи.

Для прорыва минных полей концерн «Chrysler» попытался создать специальный минный тральщик Т1. На МЗ крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но этот тральщик не показал никаких преимуществ перед английским тралом «Scorpion», который англичане монтировали на танки МЗ. Для этого им приходилось убирать 75-мм орудие из спонсона. Танки с тралом «Scorpion I» обозначались «Grant Scorpion III», а с тралом «Scorpion II» — «Grant Scorpion IV». Интересной особенностью конструкций тралов «Scorpion II» являлось наличие сразу двух двигателей «Bedford» привода трального устройства. Сам трал имел вид барабана, с приваренными к нему цепями. Двигатели, в специальных бронированных коробках, располагались на месте кормовых ящиков для ЗИПа, а их валоприводы шли к барабану вдоль корпуса. Бортовые двери из-за этого открывать было нельзя, поэтому экипажу приходилось забираться в танки и покидать их только через верхние башенные люки, что создавало определенные неудобства. Пыль, которую они поднимали своими молотящими по земле цепями, ослепляла водителя и затрудняла движение.

Танк М3, поступавший на вооружение канадской армии, не устраивал канадских стратегов. Воспитанные-в «лучших традициях» английской консервативной военной мысли, они считали, что для поддержки пехоты нужен другой танк — более тихоходный, менее маневренный, более слабовооруженный. A «General Lee», по их мнению, был танком прорыва, с мощной, 76-мм пушкой, хотя и не удачно расположенной. В январе 1941 года заказ на проектирование нового танка был выдан фирме «Monreal Lokomotive Work». Конструкторы использовали шасси и двигатель от танка МЗ. Вот только водителя разместили, согласно английских правил уличного движения, справа. Верхнюю часть корпуса и башню сделали литыми, своей конструкции. Они отказались от спонсона с 76-мм орудием, корпус стал симметричным и ниже. Бортовые двери сохранили. Пулеметную башенку сняли с орудийной башни и установили в передней части корпуса, слева, рядом с водителем. Это придало сходство с танками «Crusader», первых модификаций. В башне, смещенной к правому борту, установили 2-х фунтовую (40-мм) пушку, традиционную для английских танков того времени, спаренную с пулеметом. Но «хитрые канадцы» изготовили такую маску, что в ней можно было установить 2,5 мм фунтовое (57-мм) орудие, без ее переделки. Башня имела люки как на танке М3 — сверху, для экипажа и сзади, для демонтажа орудия. Водитель своего люка не имел. Смотровые щели были у водителя, на дверцах корпуса и по бортам башни. На корпусе сохранялись двери и съемные листы с вентиляционными решетками для обслуживания двигателя.

В июне 1941 года опытная модель танка, получившая обозначение RAM Мк I, вышла на ходовые испытания. Был дан большой заказ на эти танки, но выпущено всего 50 RAM Мк I, после чего танк перевооружили 2,5-й фунтовой (57-мм) пушкой и назвали RAM Мк II. Этих машин было выпущено 1094 шт. На последних машинах корпус не имел бортовых дверей.

Танки RAM состояли на вооружении только частей канадской армии. Несколько штук, для проведения сравнительных испытаний, было направлено в США. Там им присвоили индекс М4А5, что дало возможность многим исследователям рассматривать RAM как модификацию танка М4 «Sherman».

При достаточно глубокой проработке проекта, танк RAM мог стать хорошей заменой танку МЗ «General Lee», практически сопоставимым по своим характеристикам с М4 «Sherman’. Но традиционализм мышления, а также слабая техническая база по производству танков, не позволили канадским конструкторам сделать решительный шаг вперед и создать конструкцию, рассчитанную на перспективу.

Параллельно с созданием самоходной 105-мм гаубицы М7 велись работы по установке 25-фунтового английского полевого орудия на шасси танка RAM. Конструкция, подобно самоходной гаубице М7, была с открытой сверху установкой орудия, но водитель размещался справа, а люк для погрузки боеприпасов — слева. Этому самоходному орудию было присвоено имя «Sexton» — «Пономарь». В 1943 году начато производство на заводах фирмы «Monreal Lokomotive Work». Всего до конца 1945 года было выпущено 2150 машины.

Руководство вооруженных сил Австралии, как и всех стран Британского содружества, разработкой и производством вооружения практически не занималось, уповая на промышленную мощь Великобритании. Однако, события 1940 года всерьез заставили подумать о собственной обороне. В ноябре 1940 года Генеральный штаб австралийских вооруженных сил выдал техническое задание на танк, отвечающий возможностям промышленного производства страны. Вес танка должен был составлять 16 -20 тонн, вооружение — одна 2-х фунтовая (40-мм) пушка и один 0,303 дюймовый (7,62-мм) пулемет, броня — 2 дюйма (50-мм), скорость хода до 30 миль/час (54 км/час). Этому заданию соответствовал английский крейсерский танк А15 Мк.I «Crusader», выпускавшийся серийно. Но военные инженеры, познакомившись с американскими танками. отдали предпочтение танку М3 «General Lee».

Внедрение в производство этой машины столкнулось с большими трудностями. Австралийская промышленность не производила ни 2-х дюймовую броню, ни двигатели нужной мощности, ни 76-мм танковые орудия. Хотя танк пришлось проектировать заново, но уже в январе 1942 года первая из трех опытных машин вышла на испытания, а с августа начался серийный выпуск. Танк получил наименование «крейсерский танк AC I «Sentinel»-«Часовой» ( AC — Australian Cruiser). Таким образом, чтобы создать свой танк, австралийской промышленности потребовалось не так уж много времени: всего одиннадцать месяцев со дня выдачи заказа и 22 месяца — с начала разработки технического задания.

Шасси танка «Sentinel» было взято от М3, но ходовую часть несколько усилили, установив подвеску типа ‘Hotchkiss’. Корпус изготовлялся литым, к нему на болтах, как и на МЗ, крепились носовая часть с трансмиссией и крышка моторного отделения. Литая башня имела толщину брони до 65 мм. Вооружение составили 2-х фунтовая (40-мм) английская танковая пушка в башне и два 0,303 дюймовых (7,62-мм) пулемета «Vickers» водяного охлаждения. Один пулемет устанавливался в лобовой части корпуса, а второй — в башне, спаренный с пушкой. На пулеметы надевались мощные бронекожуха, что придавало машине особый вид и стало характерной приметой этих танков. Силовая установка состояла из трех двигателей «Cadillak» в одном блоке. Она обеспечивала танку заданную скорость 30 миль/час и запас хода 360 км. Перископические приборы дополнялись смотровыми щелями с бронезаслонками, через которые можно было вести огонь из личного оружия. Танк имел надежные средства связи. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика орудия, заряжающего-радиста, водителя и пулеметчика курсового пулемета. Испытания выявили ряд недостатков танка: неудовлетворительно работала система охлаждения двигателя, медленно, особенно, когда танк находился на склоне, поворачивалась башня. Слабым было и вооружение. Тем не менее, успех австралийских конструкторов был налицо.

Всего было выпущено 66 танков АС I. После чего его перевооружили 2,5 фунтовой (57-мм) пушкой и изменили индекс на AC IL В феврале 1943 года была разработана модификация танка АС III с 25-фунтовой (84-мм) полевой пушкой, приспособленной для монтажа в башне танка. Конструкция башни была несколько изменена. Лобовой лист корпуса установили наклонно, убрали курсовой пулемет и сократили в экипаже пулеметчика. Следующим этапом стала установка на танке 17-фунтовой (76-мм ) высокоскорострельной пушки собственной конструкции. Это орудие обладало хорошей бронепробиваемостью, а снаряды имели мощное фугасное действие. Пришлось увеличить погон, что позволяла конструкция, и изготовить новую башню больших размеров. Получился танк АС IV, сопоставимый с американским танком «Sherman». Американские обозреватели отмечали сильное впечатление, произведенное танками АС III и АС IV на американских военных, в частности, на генерала Макартура. Но к тому времени угроза японского вторжения в Австралию уже миновала, австралийские войска, по мнению союзников, были в достаточной степени насыщены англо-американской техникой. Производство танков собственных конструкций было расценено руководством Великобритании и США как своеобразная «диверсия» против «Ленд-Лиза». Поэтому кроме опытных образцов АС3 и АС4 новых танков «Sentinel» больше не строили. Оставшиеся в строю машины применялись до 1956 года как учебные.

Шасси самоходных гаубиц М7 и пушки «Sexton» со снятым вооружением переоборудовались в бронетранспортеры (АРС), получивших название «Kangaroo» (Кенгуру). В боевом отделении демонтировалось все вооружение и оборудование, включая зенитные пулеметы с турелью, амбразура закрывалась броневыми листами, монтировались дополнительные броневые щитки по бортам, а внутри устанавлива-лись сиденья на 16 солдат. Бронетранспортеры сводились в специальные подразделения и придавались броневым частям, например, 79 броневой дивизии Великобритании, воевавшей в Северо-Западной Европе. Бронетранспортеры АРС «Kangaroo» были первыми машинами данного типа, широко применявшимися в английской армии.

На британской службе.

Британскую танковую комиссию направили в США в июне 1940 г., когда англичанам катастрофически не хватало танков, для выбора американских танков для британской армии и приспособления британской бронетехники для производства в США. Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских танков из-за отсутствия производственных мощностей, необходимых для реализации американской танкостроительной программы. Тогда Британская комиссия ограничилась только выбором среднего танка М3. В октябре 1940 г. англичане заключили контракт с Baldwin, Lima и Pulman на производство М3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на М3, за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия. Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка примерно на фут. Эта модификация получила британское обозначение «Grant» (в честь американского генерала Улисса С. Гранта, командовавшего войсками северян в годы гражданской войны), и все 200 заказанных машин с начала 1942 г. поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1940 г. 167 «Grant»ов» составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. Первое время британская армия получала танки, превосходившие по огневой мощи все германские и имевшие 75-мм пушку, способную стрелять бронебойными и фугасными снарядами. МЗ «Grant»» значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка танковой пушки «двойного назначения» для британских танков.

11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки МЗ, которые получили обозначение «Lee» (еще один пример британского юмора — во время гражданской войны генерал Роберт Э. Л и был главнокомандующим армий южан). К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 средних танков МЗ, и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки М3 (позднее — М4). Небольшое количество М3 доставили в Великобританию для обучения и использования в качестве специальных машин, но основная часть танков в британской армии применялась на Ближнем Востоке. Когда танки М4 сменили М3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным до того «Матильдами», «Стюартами», «Валентайнами». Часть их передали Австралии. Модификации и спецмашины описаны ниже.

«Grant» I. М3 с башней без командирской башенки, отвечавшей британским требованиям.

«Grant» II. Британское обозначение среднего танка М3А5. Башня оригинального американского образца.

«Lee» I. Британское обозначение среднего танка МЗ.

«Lee» II. Британское обозначение среднего танка М3А1.

«Lee» III. Обозначение МЗА2. В Великобританию не поставлялся.

«Lee» IV. Обозначение М3А3, с двигателем «Континенталь».

«Lee» V. Обозначение танка М3А4 с дизельным двигателем.

«Lee» VI. Обозначение среднего танка МЗА4.

«Grant» ARV. Переделанные британцами в 1943 г. танки «Grant»» 1 и II со снятыми пушками, установкой лебедки и ремонтным оборудованием. Существовали модификации: 1) несколько машин с муляжом башни, 2) без башни, замененной верхним люком и спаренной установкой зенитный пулемет Bren.

«Grant» ARVI — Британское обозначение американских тягачей Т2 (М31) на британской службе, 1943-44 г.

«Grant Command» — Танк «Grant» с дополнительной радиостанцией для использования старшими офицерами. Сделано несколько экземпляров с муляжом 37-мм пушки.

«Grant Scorpion» III — Облегченный трал «Scorpion» значительно меньше снижавший скорость хода танка, изготавливался в начале Тунисской кампании на заводе Royal Electrical & Mechanical Engeneerings. Изготовили несколько экземпляров; для размещения рамы трала снимали 75-мм пушку танка и на корме крепили противовес.

«Grant Scorpion» IV — модификация «Grant Scorpion» III с добавлением второго двигателя «Бедфорд» на левой стороне корпуса для вращения барабана трала.

«Grant CDL». 1-ю танковую бригаду, оснащенную машинами CDL «Матильда», сформировали на Ближнем Востоке в начале 1942 г., но в боях не использовали. В начале 1943 г., когда танки М4 заменяли «Grant» в боевых подразделениях 8-й Армии, переделали часть этих машин в DL для замены «Матильд». При этом «Grant» сохранил 75-мм пушку. Башня заменялась бронированной рубкой с прожектором и пулеметом в шаровой установке в лобовом листе. На поздних машинах в передней части рубки ставили муляж 37-мм пушки. Бригаду нацелили на использование в Европе в 1944 г., но лишь небольшое количество танков CDL использовали в ночном форсировании Рейна и Эльбы в начале 1945 г. Остальные танки CDL в 945 г. направили на Дальний Восток, но так и не применили в боях. Тем временем офицеры-танкисты США, знавшие CDL, оценили их, и в 1943 г. 355 машин переделали в шесть американских танковых батальонов для действий в Европе.

СССР.

Немцы осматривают М3, Россия, весна 1942 г.

По Ленд-Лизу в СССР было поставлено около 1400 средних танков М3. Вообще, в СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала от немецких танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий силуэт танка, на русских дорогах имел плохую проходимость, с маломощным двигателем, к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов. Танки М3А3 и М3А5 состояли на вооружении в 1942 г. в 13-м корпусе 1-й танковой армии. 134-й танковый полк действовал совместно с 4-м Гв. Казачьим корпусом в районе г. Моздок, где вел бои с немецким корпусом «F». Командиру роты капитану Николаенко П.И. и командиру танка мл. лейтенанту В.Н. Грецкому за бои 12-14 декабря 1942г. в районе хутора Нортон Ставропольского края присвоено звание Героя Советского Союза.

Танки «Ли» воевали под Харьковом, в Калмыцких степях южнее Сталинграда, на северном Кавказе, на Дальнем востоке. Во время перевозки танков морским путем, судовые экипажи использовали 37-мм пушки танков М3 , стоящих на палубе, для отражения налетов немецкой авиации. Вообще, в СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году броня М3 уже не спасала от немецких 75-мм танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий, имеющий на русских дорогах плохую проходимость, с маломощным двигателем (340 л.с. против 450 л.с. у T-34-76 такого же веса), к тому же весьма чувствительный к топливу и маслу, М3 у советских танкистов вызывал лишь раздражение, всеми правдами и неправдами они старались избавиться от этих танков и пересесть на отечественные «тридцатьчетверки». Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Стоило во время боя наехать на огонь — резина выгорала, гусеница разваливалась и танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили «Братской могилой на шестерых». В качестве иллюстрации недостатков танка можно привести рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: «Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь.» Надо отметить, что ни американцы, ни англичане не использовали танки М3 с такой интенсивностью, как русские, потому что накал боев в Африке и на Западном фронте был весьма далек от того, что творилось на Восточном фронте.

Советские М3 "Ли" в Вязьме.

В СССР танки М3 не перекрашивали, оставляя стандартную американскую окраску (весь танк окрашивался в матовый Olive Drab). Вместо американских знаков отличия рисовали красные звезды. Часто белые американские звезды просто закрашивали в красный цвет. Регистрационные номера и все тактические надписи на английском языке сохранялись. Тактические номера на башне или корпусе писались в произвольной форме. На корпус иногда наносили надписи типа: «За родину!» , «Смерть фашизму!» и т.п. К сожалению документального материала, позволившего бы эти надписи воспроизвести, почти нет. Зимой танки покрывали известкой, которая постепенно стиралась и через нее проступала штатная краска.

Оставьте комментарий