Легкий танк M5 Стюарт

История создания.

После вступления США во Вторую мировую войну в производство вооружения и боевой техники включились фирмы, ранее в этом процессе не участвовавшие. Причем многие из них с довольно оригинальными проектами и разработками. Так, фирма Cadillac — подразделение концерна General Motors — предложила вариант установки в легком танке М3 двух V-образных 8-цилиндровых автомобильных двигателей Cadillac вместо штатного звездообразного авиамотора Continental. Предусматривалось и использование новой автомобильной автоматической коробки передач Cadillac Hydra-Matic.

Первоначальная реакция департамента вооружений на эту инициативу была негативной. Тогда в октябре 1941 года на свой страх и риск фирма переоборудовала серийный М3 (эта машина получила обозначение М3Е2) и отправила его в 800-км пробег со своего завода в Детройте до Абердинского полигона в штате Мэриленд. В результате танк был принят на вооружение под обозначением М4 (М4 Light Tank). Впрочем, этот индекс просуществовал недолго, да и танк серийно не производился.

В серию пошла совсем другая машина, со сварным корпусом, разработанным в соответствии с требованиями департамента вооружений. Полностью изменилась носовая часть, получившая сплошной наклонный лобовой лист (в отличие от М3А3 — без скул), с шаровой установкой курсового пулемета. Бортовые листы корпуса располагались вертикально. Башня и ходовая часть остались такими же, как у МЗА1.

Основные изменения затронули двигатель и трансмиссию. На танке под некоторым углом к его оси были установлены два 8-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения Cadillac V-8 серии 42. Общая мощность силового блока составляла 220 л.с. при 4000 об/мин.

Крутящий момент от двигателей передавался через гидромуфты, автоматические коробки передач с гидравлическим управлением и карданные валы к двухступенчатому планетарному редуктору (демультипликатору), в котором соединялись потоки мощности от обоих двигателей. Далее крутящий момент через механизм поворота, которым служил двойной дифференциал, передавался на бортовые передачи.

Поскольку двигатели Cadillac занимали больший объем, чем Continental, высоту моторного отделения увеличили. Новый танк получил индекс М5 (обозначение М4 решили не задействовать, чтобы не было путаницы со средним танком М4 (Стремление американцев избежать путаницы весьма похвально, тем более, что в системе обозначений вооружения и боевой техники она была такая, что порой непонятно, как в ней разбирались сами американские военные. Каждый стандартизированный образец получал индекс М и порядковый номер. Причем для каждого типа или класса вооружения использовались свои порядковые номера, начиная с единицы. Поэтому обозначение МЗ или МЗА1, например, имели легкий танк, средний танк, разведывательный бронетранспортер, полугусеничный бронетранспортер, 75-мм танковая пушка, 90-мм танковая пушка, 75-мм гаубица, 37-мм противотанковая пушка, 11,43-мм пистолет-пулемет — и так почти до бесконечности).

Первая серийная машина покинула цехи завода в Детройте в конце марта 1942 года. В июле к производству танка присоединились завод фирмы Cadillac в Калифорнии и концерн Massey Harris в штате Висконсин, специализировавшийся ранее на производстве тягачей. До декабря 1942 года было изготовлено 2074 танка М5. В ноябре 1942 года на М5 установили башню от М3А3 и получили последнюю модификацию этого семейства легких танков. В отличие от М5, на этой модели фальшборты входили уже в стандартную комплектацию. В днище корпуса появился запасной люк, а в башне — дополнительный прибор наблюдения. Командир танка получил в свое распоряжение второй механизм поворота, а также возможность управлять вращением башни независимо от наводчика.

Характерной деталью М5А1 поздних выпусков стали броневое прикрытие зенитно-пулеметной установки и объемистый ящик для снаряжения на корме корпуса. Кроме того, в ходовой части стали применяться штампованные опорные катки.

М5А1 производились фирмами Cadillac и American Car and Foundry (последняя с сентября 1943 года); к июню 1944 года было выпущено 6810 танков. В итоге модификация М5А1 стала самой массовой.

Оставьте комментарий