Home » Немецкие танки » Тяжелый танк E-75

Тяжелый танк E-75

История Создания

Танки класса «Е»

В 1942 году в Министерстве вооружений III Рейха был сформирован специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Новые танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это были прежде всего фирмы Адлер (Adler) из Франкфурта, Аргус (Argus) из Карлсруэ и Вестерхютте (Westerhuette) из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма КлёкерГумбольдт-Дойтц (Kloeker-Humboldt-Deutz) из Ульма. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы.

Новые танки получили обозначение — класс «Е». Проекты этих танков значительно отличались от выпускаемых в то время РzКрfw IV и РzКрfw V «Пантера». Особенный акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V и РzКрfw VI. Новым было и то, что ведущие колеса располагались сзади, ближе к двигателю и трансмиссии. Тем самым высвобождалось больше места внутри танка. На танки класса «Е» предполагалось установить стабилизаторы орудия и новый тип прицелов. Планировали, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков. Всего программа «Е» охватывала пять танков:

  • . E-10 — малый разведывательный танк массой около 15000 кг;
  • . E-25 — танк массой около 25000-30000 кг;
  • . E-50 — средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»;
  • . E-75 — танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»;
  • . E-100 — танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков.

Е-75

Курирование программы осуществляло Waffenprufamt 6 (WaPruAmt 6), под руководством генерала Книпкампа (H.E. Kniepkamp), способного и плодовитого инженера и хорошего администратора. К концу войны Книпкамп запатентовал около 50 собственных изобретений в области гусеничных машин. В разработку проектов серии «Е» были вовлечены фирмы Klockner-Humbolt-Deutz из Ульма (Ulm) (изготовитель дизельного RSO/03), Argus из Карсруе (Karlsruhe), Adler из Франкфурта (Frankfurt) и Weserhuette из Бад Ойенхаузена (Bad Oeyenhausen). Им было поручено разработать проекты, соответственно, в весовых категориях до 10, 25, 50 и 75 тонн. Фирма Adler также дополнительно получила заказ на разработку сверхтяжёлого танка весом до 100 тонн, и даже успела построить его прототип. Башня прототипа представляла собой практически точную копию башни Maus. Эта машина в полуразобранном состоянии была в конце войны переправлена в Англию лишь для того, чтобы позже быть разрезанной на металлолом.

Фирма Adler в основном выпускала автомобили, а также поставляла запчасти для полугусеничных транспортёров. Эта фирма создала 1-тонные полугусеничные машины серии «A» и HK300 параллельно с разработкой серии Demag. Эти машины так и остались в стадии прототипа и в серию не пошли. Позже Adler участвовал в конкурсе на разработку полугусеничного тягача. Но его машина, leWS (leichte Wehrmacht Schlepper), проиграла полностью гусеничному RSO.

Е-50 и Е-75 обладали большой общностью конструкции, включая корпуса, подвеску и башни. Планы производства предусматривали прекращение в 1945 г. производства Panther и её менее приоритетного варианта Panther II. Е-50 должен был получить башню, разработанную для последних моделей Panther — Smalturm. Вооружать машины предполагалось 75 мм орудием KwK 43/L70 или 88-мм орудием KwK 44/L57 (развитие KwK 43). На обоих танках предполагалось установить стабилизатор орудия, позволяющий вести прицельный огонь во время движения. Кроме того разрабатывались более мощные орудия — в Smalturm можно было установить 75-мм или 88-мм орудие длиной до 100 калибров. Новые снаряды для этих орудий были укорочены, что повышало скорострельность и облегчало размещение боезапаса. Новые снаряды должны были стать самым смертоносным оружием того времени, способные поражать противника на больших дистанциях. Корпус Е-50 базировался на основе корпуса Tiger II, двигатель — Maybach HL 234 с турбонагнетателем. Эта версия двигателя использовала систему непосредственного впрыска топлива и развивала 900 л.с. Ожидалось, что в форсированном варианте двигатель сможет выдать до 1200 л.с. В модернизацию включалась установка клапанов с натриевым наполнителем, что значительно повышало устойчивость клапанов к высоким температурам. Расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов было такое же, как и на Tiger II. Максимальная ожидаемая скорость для Е-50 должна была составить 60 км/ч, а для Е-75 — 40 км/ч. Предполагалось собирать Е-50 и Е-75 на одной сборочной линии, используя один и тот же инструмент.

На новые танки обязательно должны были ставиться приборы ночного видения — такие же, как на последних моделях Panther. Танки должны были использоваться совместно с имевшими инфракрасные прожекторы подсветки транспортерами SdKfz 251 «Uhu», «Сокол» или новым Pz 38. Ночью танки могли отслеживать цели на расстоянии до 800 м, а поражать — на дистанции до 400 м.

Внешне Е-75 должен был напоминать Е-50. Главным отличием была более толстая броня, а также 88-мм или 100-мм пушки (были в разработке) с длиной ствола 100 калибров. Дополнительный вес корпуса для Е-75, который должен был прийти на смену Tiger II, компенсировали ещё две тележки подвески (по одной с каждой стороны). Тележки на Е-75 должны были быть более расставленными, чтобы дать ему опорную длину траков 4095 мм, против 3850 мм у Е-50. Общая длина траков у Е-50 и Е-75 должна была быть одинаковой. Оставшиеся Panther планировалось переделать под различные специальные машины, подобно предыдущим танкам. Шасси Panther планировалось использовать под самоходные установки, эвакуационные и специальные машины. Потом планировалось для этой цели использовать шасси Е-50. Учитывая близость конструкции, такой переход не должен был вызвать проблемы. Планировалось выпускать САУ со 128-мм орудием (новую, с длиной ствола 100 калибров) в закрытой рубке. На корпус Е-50 должна была ставиться башня Panzer V Coelian, а фирма Skoda должна была разработать для Е-75 305-мм пусковую установку. На Е-50 и шасси Panther предполагалось устанавливать установки залпового огня. Разрабатывался еще целый ряд САУ, включая и модели с передним ведущим колесом.

Привод ходовой должен был располагаться сзади. Тем не менее, ни один из чертежей Е50/75 не предполагает наличия дополнительного пространства для помещения трансмиссии в заднюю часть корпуса. Наличие ведущего колеса сзади обозначено лишь его зубчатым профилем. К примеру, при такой компоновке башня должна была бы быть сдвинута несколько вперёд (как минимум, на 50-60 см). Также, все чертежи Е50/75 демонстрируют впереди стандартное зубчатое колесо от Tiger II. Вполне возможно, что всё-таки расположение трансмиссии планировалось спереди по классической немецкой схеме. На Е-100 она точно располагалась спереди. Этот вопрос так до сегодняшнего дня окончательно не прояснён, так что здесь расстилается широкое поле для предположений.

Е-50 и Е-75 должны были стать костяком германских Panzerwaffe, наряду с прочими боевыми машинами, такими как различные САУ на шасси Waffentrager или Panzer 38D. Работа на проектом Е-25 постепенно сошла на нет в пользу разработки Panzer 38(d), полностью германского упрощённого и увеличенного варианта чешского танка Panzer 38(t). Шасси Panzer IV должны были быть полностью сняты с производства, а САУ на их основе должны были «пересесть» на шасси Panzer 38(d) (которое по размеру и весу составляло две трети от шасси Panzer IV).

Лишь к концу войны Германия разработала концепцию боевой машины, наиболее полно отвечающую запросам армии и возможностям массового производства: внешняя подвеска, заднее расположение трансмиссии, крупнокалиберное орудие, тяжёлое бронирование, просторное боевое отделение и т.д. Тем не менее, Германия не успела воплотить эти разработки в жизнь.

Добавить комментарий