Тяжелый танк ИС-4

История создания:

Незадолго до принятия на вооружение танка ИС-122 (ИС-2) в танкостроительном КБ ЧКЗ было начато проектирование новой машины тяжелого типа, которая могла бы принять участие на завершающем этапе боевых действий и оставаться на вооружении в послевоенный период. На ней планировали устранить основные недостатки ИС-122, касающиеся в первую очередь вооружения. Эксперименты с опытными танками ИС-4 (“Объект 245”) и ИС-5 (“Объект 248”), проведенные в 1944 г., положительных результатов не дали. Как тогда посчитали, на тяжелые танки не имело смысла устанавливать орудия калибром меньше 122-мм, так как в этом случае снижалась боевая эффективность.

В начале 1944 г. по инициативе инженеров ЧКЗ была начата разработка нового танка, первое время получившего обозначение “К”, затем замененное на “Объект 701”. Ведущим инженером проекта был назначен Л.С.Троянов, а общее руководство осуществлялось директором завода И.М.Зальцманом, главным инженером С.Н.Махониным и главным конструктором Н.Л.Духовым. Танк, в целом, сохранил конструкцию опытных машин, но задуманное усиление бронирования привело к доработке ходовой части, корпуса и башни. Масса танка приближалась к 50 тоннам, что выводило её за рамки ограничений, наложенных самим Сталиным (46 тонн).

Первый опытный образец «Объект 701-1», оснащенный 122-мм пушкой Д-25Т, был готов уже в апреле 1944 года и в течении мая-июня прошел испытания пробегом в 1230 км. В скором времени танк отправили на доработку, в результате которой было принято решение продолжить работу на двух других прототипах.

Второй опытный образец («Объект 701-2») оснащался 122-мм пушкой С-34-2 и конструктивно практически не отличался от «Объекта 701-1». Третий прототип («Объект 701-3») был аналогичен предыдущей машине, за исключением 100-мм пушкой С-34-1, имевшей боекомплект 30 выстрелов и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м\с. Толщина бронирования корпуса в лобовой части и с бортов была доведена до 160 мм, что повлекло за собой удлинение ходовой части на один опорный каток, для более равномерного распределения нагрузки. Установленный на прототие 12-цилиндровый двигатель В-12 мощностью 750 л.с., позволял развивать скорость до 43 км\ч, но масса танка при этом возросла, что заметно ухудшило проходимость и подвижность.

Тем не менее, корпуса обеих танков успешно прошли испытания обстрелом. В августе 1944 года на полигоне НИБТ по ним было выпущено несколько десятков снарядов из отечественных орудий ЗИС-2 (57-мм), ЗИС-3 (76-мм), Д-25 (122-м) и МЛ-20 (152-мм), а также из трофейных немецких РаК 43 (88-мм) и KwK 42 (75-мм). В отчете отмечалось, что танки типа «Объект 701» практически неуязвимы для пушек калибра 75-88 мм (с начальной скоростью снаряда до 1000 м\с) при обстреле с фронта под углом 60 градусов по корпусу и 30 градусов по башне. В сентябре 1944 года ходовые испытания прошел «Объект 701-4» с улучшенной трансмиссией, «намотавший» на полигоне 1160 км. Так как полностью устранить недоработки на этой машине не удалось, испытания продолжили на следующей машине.

Прототип «Объект 701-5», выпущенный в ноябре 1944 г., отличался от первого опытного образца только башней, толщина брони которой была доведена до 250 мм. Это делало её непробиваемой для любого немецкого орудия того времени на дистанциях более 1000 метров, а толщину кормового листа увеличили до 120 мм (!). Кроме того, вместо 100-мм было установлено 122-мм орудие Д-25Т, что отчасти унифицировало этот танк с серийными машинами. Такие доработки привели к тому, что боевой вес «701-5» составил 55900 кг, но даже в этом случае он был меньше, чем у знаменитого “королевского тигра” с его огромными размерами и более тонкой бронёй.

В отчете военной комиссии под председательством инженер-полковника Благонравова отмечалось следующее:

«Опытный танк 701 обладает сильной броневой защитой, мощным вооружением, хорошей маневренностью, достаточной надежностью агрегатов и механизмов. Управление простое и легкое, эксплуатационные показатели высокие, в обслуживании танк прост, удобен и не требует частых регулировок. На основании результатов комиссия считает необходимым рекомендовать Объект 701 к принятию на вооружение Красной Армии».

Испытания шестого опытного образца («Объект 701-6»), состоявшиеся с 6 по 21 апреля 1945 года в Челябинске, по большей части подтвердили предыдущие выводы, что позволило руководству ЧКЗ составить письмо на имя наркома танковой промышленности В.А.Малышева с предложением начать серийную постройку танка с темпом выпуска 10 машин в мае, 30 — в июне, 60 — в июле, и далее — по 100 машин ежемесячно.

Тем временем на поступивших в войска ИС-3 выявили несколько серьёзных недоработок, без устранения которых текущая эксплуатация этих танков была невозможна. Поскольку конструкции обеих машин были во многом схожи, встал вопрос и целесообразности серийного выпуска танков 701, который не имели отличий от ИС-3 за исключением более тяжелого бронирования и, как следствие, огромной массы. Однако этот вопрос рассматривался и под другим «углом зрения». 14 февраля 1946 года представители Министерства Транспортного машиностроения и Вооруженных Сил обратились к правительству с просьбой начать производство танков 701 вместо имеющихся ИС-3, надеясь, что новая машина окажется лучше предшественника. Приказом №961-403сс от 29 апреля танк «Объект 701» принимался на вооружение РККА под обозначением ИС-4.

Теперь рассмотрим подробнее, из чего состял предпоследний серийный тяжелый танк Совесткой Армии. Конструктивно ИС-4 представлял собой соединение наработок по тяжелым танкам серии ИС, проведенным в 1943-1945 гг.

Корпус танка собирался методом сварки из литых секций и катаных бронелистов толщиной 20, 30, 120 и 160 мм. Передняя часть корпуса состояла из верхнего и нижнего лобовых, и двух бортовых бронелистов, установленных под большими углами наклона. По оси машины располагалось место механика-водителя, над сиденьем которого имелся небольшой круглый люк со смотровым прибором, с открываемой в сторону крышкой. Башня танка собиралась из нескольких литых частей, её передняя часть закрывалась съёмным бронелистом крепившимся на болтах. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни располагались слева — люк командира танка с крышкой, справа — люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира — перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни, с планетарным блоком механизма поворота, осуществлялось как с помощью электропривода, так и вручную, причем допускалась работа обеих приводов одновременно.

Вооружение серийного ИС-4 было несколько усилено, по сравнению с ИС-2 и ИС-3. В башне устанавливалась спаренная установка из 122-мм пушки Д-25Т и 12,7-мм пулемета ДШК. На башенной зенитной турели находился ещё один ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Для стрельбы из орудия прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-45, с закрытых позиций стрельба велась с использованием бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.

Боекомплект из 30 снарядов раздельного заряжания укладывался в специальных металлических кассетах, состоящих из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18. Патроны для 12,7-мм пулеметов размещались в двух укладках по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках. Ходовая часть, в связи с увеличением массы танка, была модифицирована. На ИС-4 она состояла из 7 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, направляющего колеса с винтовыми натяжными механизмами и ведущего колеса заднего расположения со съёмными венцами из 14 зубьев. Гусеница была выполнена мелкозвенчатой с 86 цельнолитыми траками. Шаг трака составил 160 мм, ширина – 720 мм. Силовая установка танка состояла из 12-цилиндрового 4-тактного V-образного бескомпрессорного двигателя В-12 жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. при 2100 об\мин с 2-ступенчатыми воздухоочистителями типа “Мультициклон”. Трансмиссия танка включала планетарную КПП (с 6 скоростями вперед, 3 назад и 2 нейтральными передачами), с коническим реверсом и механизмом поворота типа ЗК с мультипликаторами. Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода.

В состав электрооборудования ИС-4 входили четыре аккумуляторные батареи общей ёмкостью 256 А-ч, генератора Г-73 мощностью 1500 Вт и электрического стартера СТ-700 мощностью 15 л.с.На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях.

Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.

Установочная партия из 25 машин была готова в июле-сентябре 1947 г. (сведения о том, что несколько танков были собраны чуть раньше – в 1945-1946 гг., не соответствуют действительности). На этих машинах проверялась работа основных узлов и агрегатов, после чего только 8 октября были окончательно утверждены рабочие чертежи и начался массовый выпуск. До конца года ЧКЗ предстояло выпустить 200 ИС-4, но из-за возникших трудностей и конъюнктурных причин за оставшиеся три месяца собрали всего 20.

Как и следовало ожидать, кроме более мощной бронезащиты этот танк никакими преимуществами перед ИС-2 и ИС-3 не обладал, а по таким показателям, как скорость и боевая подвижность даже уступал. Кроме того, ИС-4 имел более низкую эксплуатационную надежность, а его стоимость (в ценах того времени) составила 994.000 рублей. Для сравнения, средний танк Т-54А стоил тогда 326.000 рублей. Так назрел вопрос модернизации танков, но ЧКЗ совершенно не торопился заняться этим процессом. Несмотря на то, что завод получил задание разработать комплекс мер по улучшению конструкции ИС-4 до 1 июня 1948 года и к 1 января 1949 года модернизировать все выпущенные машины, работа продвигалась крайне медленно. В результате приёмку готовой продукции остановили 10 августа, а к новому году из 155 выпущенных танков на ЧКЗ ещё оставалось 69 машин. Правда, ИС-4 последних серий оснащались пулеметами ДШКМ обр.1938\46 гг., переговорным устройством ТПУ-47, коллиматорным прицелом К10-Т и радиостанцией ЮРТ.

Модернизировать удалось всего 12 машин, которые получили обозначение ИС-4М. Две из них были отправлены на полигон НИБТ, семь — в 5-ю гвардейскую механизированную армию и ещё три — в 16-ю гвардейскую механизированную дивизию (Белорусский ВО). Танки успешно прошли войсковые испытания, но до уровня ИС-4М доработали не все танки этого типа.

Кроме того, специалистами ЧКЗ был разработан командирский вариант ИС-4 с дополнительной радиостанцией РСБФ-3Т и прибором ночного видения, и огнеметный танк. Серийно эти модификации не строились в виду остутствия надлежащего оборудования. На бумаге осталась 152-мм САУ на шасси тяжелого танка, проект которой был предложен в ноябре 1948 г. Общее количество выпущенных танков ИС-4 оценивается в 219 серийных экземпляров и 6 прототипов.

Оставьте комментарий