Hummel

История Создания

Hummel (нем. Шмель) — немецкая самоходная 150 мм гаубица. В 1941—1942 гг. нацистской Германии потребовалась САУ достаточно бронированная, быстрая и тяжело вооружённая. И в 1942 году фирма Alkett изготовила штурмовую САУ на основе Pz.Kpfw.IV, вооружённую тяжёлой 150-мм гаубицей sFH 18. САУ была запущена в массовое производство в том же 1942 году. Она отличалась типичной для машин данного типа конструкцией: в передней части располагался отсек управления, в центре — двигательный отсек, в задней части САУ — боевое отделение. “Hummel” был самодвижущейся тяжёлой гаубицей на основе ходовых частей Panzer III и Panzer IV. Экипаж “Шмеля” размещался в открытой кабине (хотя и перекрытой со всех четырёх сторон бронеперегородкой), что, разумеется, позволяло экипажу в полной мере насладиться всеми неприятностями, связанными с погодными условиями. Таким образом, экипаж SdKfz 165 Hummel был защищён только от огня стрелкового оружия и от осколков артиллерийских снарядов. Не способствовало защищённости бойцов и открытый верх боевой рубки, единственной крышей которой мог служить брезент, натягиваемый иногда во время передвижения машины на марше, а также на стоянках. За время Второй мировой войны машина показала себя с блестящей стороны и очень полюбилась солдатам. САУ SdKfz 165 Hummel выпускалась с февраля 1943 года до конца войны. Всего было построено 714 этих машин. Существовала также машина-подвозчик боеприпасов, представлявшая из себя ту же САУ, но без вооружения.

Разработка и производство САУ «Hummel»

Осенью 1942 г., после демонстрации Гитлеру раннего прототипа самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка PzKpfw. IV, фирма Alkett из Борзигвальде приступила к разработке машины Geschutzwagen III/IV. В конструкции машины предусматривалось максимально возможное количество уже имеющихся узлов и агрегатов; отбирались лучшие системы танков PzKpfw. III/IV. Считалось, что машина будет удовлетворять минимальным требованиям для использования в качестве платформы под установку тяжелой 150-мм пушки sFH 18/1. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку PzKpfw. III Ausf. J. От танка PzKpfw IV взяты

  • Несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами гусеницами, устройствами натяжения траков и т.д.

От танка PzKpfw III взяты

  • двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.

Новые детали

  • специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Выполненный из конструкционной стали макет установки Geschutzwagen III/IV Гитлер осмотрел в октябре 1942 г. К маю 1943 г., к началу летней кампании, предстояло построить 100 САУ «Hummel». Сборку машин предстояло наладить на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дйсбурге, производство бронелистов рубки — на заводе фирмы Дойче Рохренверке в Мюнгейме. К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок, но во фронтовые подразделения попали только 55 машины, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. — 289 и 57 — в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны. Боевое отделение на обоих самоходках, «Hummel» и «Wespe», находилось в кормовой части машины. Моторное отделение расположено в средней части, отделение управления — в передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки САУ вооружалась пулемётом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты. Машины оснащались чрезвычайно надёжным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка PzKpfw III привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колёс от этого же танка. В то же время двигатель Майбах HL-120TRM не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности. Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик. На прототипе САУ, построенном фирмой Alkett, устанавливалась пушка с дульным тормозом, в процессе серийного производства от установки дульного тормоза отказались. Дульный тормоз был необходим при использовании зарядов № 7 или 8, обычно же применялись заряды №№ 1–6. Санкцию на стрельбу с использованием зарядов № 7 или 8 из пушек без дульных тормозов давал командир не ниже уровня командира взвода. Кроме того, применение заряда № 8 разрешалось при угле возвышения ствола не более 40°. Одна пушка выдерживала максимум десять выстрелов с зарядами № 8. Ниже приведены дальности стрельбы снарядом массой 43,5 кг при использовании различных зарядов:

№ заряда начальная скорость снаряда (м/с) дальность стрельбы (м)
1 210 4000
2 230 4700
3 250 5525
4 278 6625
5 320 8200
6 375 9725
7 440 11400
8 495 13250

Номера шасси начинались с номера «320001». Конструкция САУ «Hummel» оставалась практически неизменной на протяжении всего периода серийного производства. Незначительные изменения вносились в машину по ходу производства и в основном были связаны с выработкой задела одних комплектующих или началом выпуска новых. Разделение на машины раннего и позднего выпуска достаточно условно, тем не менее его можно сделать. Анализ фотографий «Хуммелей» раннего и позднего выпуска позволяет установить следующий внешние различия: САУ раннего выпуска

  • ленивцы от танка PzKpfw IV Ausf.D;
  • выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем;
  • по одному запасному опорному катку укреплено на лобовой бронеплите;
  • на каждом предкрылке установлено по одной фаре Bosh;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.E;
  • обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.D;
  • вентиляционные решетки двигателя в правом и левом бронелистах рубки;
  • откидные предкрылки над ленивцами.

САУ позднего выпуска

  • ленивцы аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.F;
  • выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов;
  • два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте;
  • установлена только одна фара Bosh на левом переднем предкрылке;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.J;
  • стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.H;
  • вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронещитами;
  • откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались.

Камуфляж и маркировка

В первые месяцы 1943 г. постепенно всю вновь построенную бронетехнику в Германии стали окрашивать в новый базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет. В такой же цвет окрашивались и «Хуммели», в то же время, существуют фотографии САУ «Hummel» и «Wespe» из 9-й панцердивизии СС, на которых видно,’что самоходки имеют базовый серый цвет по которому зеленой краской нанесены пятна. Поскольку САУ «Hummel» предназначались для ведения огня с закрытых позиций, расположенных в нескольких километрах от передовой, острой необходимости в особо изощрённом камуфляже не было. На большинстве снимков видно, что самоходки окрашены в базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет, поверх которого распылителем нанесены пятна зелёной (RAL6013) и коричневой (RAL8017) красок. Зимой САУ целиком красили белой краской. Новые камуфляжные окраски появились во второй половине 1944 г.и в 1945 г., в отдельных случаях камуфляж наносился прямо на заводе, причём не только из краскопульта, но и кистью. Точный цвет окраски установить по чёрно-белым фотографиям военного времени практически невозможно. Общим для всех САУ «Hummel» являлось место нанесения опознавательного знака в виде креста — на борту рубки примерно на один метр позади вентиляционных решеток двигателя. На бортах САУ вместо трёхзначных номеров, как на танках, наносились как принято в артиллерийских подразделениях буквы от «A» до «F», встречались также машины с буквами «G», «О» и даже «R». Чаще всего буквы наносились на лобовые и кормовые бронелисты рубок. Трёхзначные «танковые» номера встречались на САУ «Hummel» крайне редко, так, в частности, маркировались самоходки артиллерийского полка 2-й танковой дивизии SS «Das Reich» и 116-го артиллерийского полка 5-й танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография машины с бортовым номером «158» из состава 5-й панцердивизии. Номер расшифровывается следующим образом: 1-я рота, 5-й взвод, 8-я машина. Тем не менее, «танковые» номера на машинах артиллерийских полков были большой редкостью. Ниже идентификационных букв наносился ещё и регистрационный номер (например TZ-04), иногда номер писали на левом переднем предкрылке. Во второй половине войны дивизионные эмблемы наносились на германскую бронетехнику очень редко, «Хуммели» здесь исключения не представляют. Собственные имена установок экипажи писали от руки на стволах орудий, самоходки обычно называли именами любимых девушек, жён, известных деятелей.

Оставьте комментарий