Средний Танк T-34M

История Создания

При всех преимуществах танка Т-34 у этой машины имелся целый ряд больших недостатков, исправить которые удалось далеко не сразу. Например, большие опасения вызывала надежность вертикальной пружинной подвески, которая с трудом выдерживала 30-тонный танк. Вместо неё гораздо логичнее было использование торсионов, но без капитальной переработки ходовой части сделать это было невозможно. Тем не менее, такое задание было выдано в октябре 1940 года – новая машина получила обозначение Т-34Т. Расчет был на то, что в процессе производства можно будет оснащать торсионной подвеской уже готовые образцы, однако он не оправдался. Тогда была инициирована разработка абсолютно новой боевой машины среднего класса А-43, у которой от Т-34 остались лишь отдельные элементы. Существуют также подозрения, что при проектировании А-43 заимствовались некоторые технические решения, реализованные на немецком танке Pz.Kpfw.III, отличавшегося высокой подвижностью и ещё имевшего неплохие резервы для модернизации. Впрочем, о копировании Т-34 и “тройки” речи не шло. Проектирование А-34 началось в январе 1941 г. Согласно проекту танк был длиннее и выше Т-34, при немного уменьшенной ширине корпуса. Клиренс А-43 был увеличен на 50 мм. Специально для нового танка был разработан модернизированный вариант дизеля В-5, мощность которого подняли до 600 л.с., а ёмкость топливных баков увеличили на 140 литров. Трансмиссия, в целом, осталась прежней, но вместе с 4-скоростной КПП предполагалось использование демультипликатора – это позволило бы улучшить ходовые качества танка. В итоге А-43 получал 8 скоростей “вперед” и 2 “назад”. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть. Вместо 5 опорных катков на борт большого диаметра теперь использовали 6 меньших сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 4 поддерживающими роликами, передним направляющим и задним ведущим колесом. Ширину траков при этом уменьшили до 450 мм, что привело к небольшому увеличению нагрузки на грунт. Для улучшения условий обитаемости экипажа место механика-водителя перенесли на правую сторону, а стрелка-радиста – на левую. На А-43 предполагалась установка новой трехместной башни с погоном 1700 мм, с командирской башенкой. Вооружение танка почти не изменилось. В лобовом листе корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ, а в башне находилась 76,2-мм пушка Ф-34. Дополнительно был введен только переносной пулемет ППД в укладке. Боекомплект снарядов увеличили с 77 до 100 выстрелов, для пулеметов – с 46 до 72 дисков. Кроме того, вместо курсового пулемета предусматривалась установка пневматического огнемета. Несмотря на все эти доработки масса А-43 оказалась меньше на 943 кг, чем у серийного Т-34. максимальная скорость танка оценивалась в пределах 52-55 км\ч.

Эскизный проект А-43 (тогда он ещё назывался Т-34Т) был предъявлен на рассмотрение макетной комиссии уже в конце января 1941 г. Новый танк настолько понравился военным, что он был практически сразу одобрен руководством НКТП и КО при СНК. Единственными улучшениями, которые рекомендовали провести, было увеличение толщины лобовых листов брони до 60 мм и установка планетарной коробки передач при сохранении двигателя и бортовых редукторов. Окончательно проект был утвержден в НКТП в феврале 1941 г., но на втором заседании макетной комиссии был предложен ещё ряд доработок, связанных с упрощением процесса сборки танка. Так, предстояло исключить гнутые надкрылки бортов, а вместо прежней сварной башни предлагалось использовать сварную баню из штампованных деталей или литую башню конструкции В.Буслова, с толщиной стенок 50-52 мм и люком в командирской башенке.

К изготовлению двух опытных образцов танка, получившего к тому времени обозначение Т-34М (это был первый танк с таким названием), приступили в марте 1941 г. А пока шла предварительная подготовка 29 марта провели испытания торсионной подвески на одном из серийных Т-34 образца 1940 г. С танка были удалены три средних опорных катка, а на нижнюю часть бортов наварили 20-мм стальные листы, в которых сделали вырезы для торсионов. Все комплектующие (торсионы, гусеничные траки, а также новые опорные и поддерживающие катки) были поданы с ХТЗ почти без задержек. В остальном ходовая часть осталась прежней. Попутно с танка демонтировали крылья, шанцевый инструмент и вооружение. В отчете завода №183 эта машина снова проходила как Т-34Т, хотя полученный “гибрид” имел лишь частичное отношение к начальному проекту. Во время испытаний танк показал примерно равные скоростные характеристики скорости по сравнению с серийным Т-34, отличаясь лучшей плавностью хода. На нём опробовали как стандартные траки шириной 550 мм, так и модифицированные (“облегченные”) шириной 450 мм. Благодаря этому в кратчайшие сроки удалось доработать новые узлы ходовой части и подать первый 6 комплектов для установочной серии А-43 уже к 21 апреля 1941 г. Тем временем на Мариупольском заводе им.Ильича под руководством металлурга В.Ниценко была разработана улучшенная штамповано-сварная башня, а в мае были сделаны первые 5 заготовок. Параллельно, 17 апреля, поступило уведомление о частичной готовности трёх корпусов для А-43. Однако, получить до эвакуации хотя бы один полностью готовый танк так и не удалось. Частично вина за это легла на завод №183, который не смог подать двигатель В-5 и новую трансмиссию в указанные сроки – вначале планировалась их поставка на 1 мая 1941 г., затем её перенесли на 15 июня, а потом на 25 июля… Тем не менее, по состоянию на 22 июня 1941 года ни один из шести А-43 установочной серии не достиг хотя бы 70% готовности. По воспоминаниям ветеранов завода для окончательной сборки в Нижний Тагил успели эвакуировать пять башен с частично установленным вооружением и два корпуса с подвеской (без катков, двигателей и трансмиссии). Дальнейшие работы по А-43 продолжить не удалось – фронт требовал массового танка Т-34, производство которого было уже налажено, поэтому на доводку ни времени, ни сил не оставалось. О судьбе узлов танка А-43 информация противоречивая. По некоторым данным, изготовленные башни были установлены на серийные “тридцатьчетверки”, а вот корпуса пришлось разрезать на металл. Согласно другим сведениям два корпуса также использовались для изготолвения обычных Т-34.

Оставьте комментарий