Home » Советские Танки » АРТ САУ » САУ С-51

САУ С-51

История создания.

Осенью 1943 г. ГАУ вновь вернулось к созданию самоходно-артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Как и десятью годами ранее вооружать САУ предполагалось 203-мм гаубицей образца 1931 г., выпуск которой планировали возобновить на заводе “Большевик” в 1944 г. Это может показаться немного странным, однако не стоит забывать, что выбранная артиллерийская система отличалась высокой поражающей способностью и в случае её установки на самоходной шасси РККА получало бы высокомощное мобильной разрушающее орудие. По распоряжению наркома вооружения Д.Ф.Устинова в ноябре 1943 г. был объявлен конкурс на разработку такой САУ, получившей полуофициальное название “Витязь”.

В течении нескольких недель свои предварительные проекты представили завод №100 НКТП, КБ Уралмаш и ЦАКБ. Первый из них, создаваемый под руководством Ж.Я.Котина, представлял собой самоходный лафет с прицепом, в котором находилась часть боезапаса. В чем-то она напоминала французскую GPF 194, только мощность орудия была больше.

Проект КБ УЗТМ имел сразу два варианта: 203-мм гаубица Б-4 на шасси танка КВ-1с (модернизированный проект САУ У-19) и 203-мм гаубица или две 152-мм гаубицы на двух шасси СУ-122. Перед стрельбой шасси предполагалось соединять, при этом подготовка к выстрелу составляла около 30-40 минут, против 20 минут у проекта Котина.

Понятно, что разработки завода №100 и УЗТМ должной поддержки не нашли в виду из технологической сложности. Заказ на постройку одного прототипа получило только ЦАКБ, представившей проект САУ под индексом С-51. В качестве основы было выбрано шасси танка КВ-1с, но довольно быстро выяснилось, что оно имеет недостаточную длину опорной поверхности и нуждается в доработке. Модифицированный вариант ходовой отличался наличием 7 или 8 опорных катков. Впрочем, налаживать его производство НКТП не собиралось – объём доработок требовался сравнительно большой, а количество выпущенных САУ вряд ли бы превысило несколько десятков единиц. В связи с этим приняли решение установить гаубицу на шасси танка КВ-1с, что явилось не лучшим выходом. Ходовая часть и корпус серийной машины почти не подверглись изменениям, прежним остался и двигатель. С танка была демонтирована башня, а на её месте установлена 203-мм гаубица Б-4 на открытом лафете. Поскольку вес артсистемы был даже чуть больше, чем вес полностью укомплектованной башни, полная боевая масса САУ составила почти 50 тонн. Таким образом, хороших ходовых качеств от неё ожидать не приходилось.

Первый опытный образец С-51 поступил на заводские испытания в феврале 1944 г., проводившиеся по сокращенной программе. Однако, интерес с САУ большой мощности был настолько велик, что не дожидаясь их завершения самоходку передали на АНИОП. Тут в полной мере выявились все крупные недостатки С-51. Из-за высокой линии огня при выстреле самоходка сильно раскачивалась и по инерции уходила назад с боковым смещением. Если угол возвышения был относительно невелик, отдача была настолько сильна, что экипаж не мог удержаться на своих местах. Всё это приводило к сбиванию наводки, большому рассеиванию снарядов (требовалась установка сошников) и крайнему неудобству при работе экипажа. Помимо этого, шасси КВ-1с явно не годилось для установки на неё орудия такого калибра. Сопоставив все полученные данные в ГАУ посчитали, что С-51 стоит направить в серийное производство, однако выполнить это не удалось. Прежде всего, выпуск танков КВ-1с был завершен ещё в декабре 1942 г. – то есть, получить в требуемом количестве шасси для тяжелой САУ можно было только после переделки серийных машин. Второй важной причиной стало отсутствие гаубиц Б-4, выпуск которых так и не был налажен.

Взамен инженерами ЦАКБ и КБ завода №100 был разработан вариант САУ на шасси тяжелого танка ИС, с установкой на него 152-мм гаубицы БР-2. Опытный образец самоходки, получившей индекс С-59, был изготовлен в начале 1944 г. и в мае-июне она проходила полигонные испытания. Здесь имеется некоторое разночтение в данных о типе использованного шасси. По заводской документации С-59 получила ходовую часть и корпус от ИС-85, но согласно отчету об испытаниях САУ имела “улучшенное шасси тяжелого танка КВ”. По компоновке самоходное орудие соответствовало более раннему С-51, только вопреки рекомендациям откидные сошники, уменьшавшие отдачу при выстреле, установлена не были. По сути, ЦАКБ “наступало на те же грабли”, хотя можно предположить, что расчет делался на меньший калибр орудия. Тем не менее, при стрельбе полным зарядом у С-59 начинались аналогичные проблемы, как у С-51, поэтому о серийном производстве вопрос не ставился.

В итоге, это направление в развитии САУ особой мощности было закрыто.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.