Home » Советские Танки » Лёгкие Танки » Легкий танк Т-80

Легкий танк Т-80

История Создания

Сразу после принятие на вооружение танка ГАЗ-70, и налаживании его серийного производства под обозначением Т-70, из строевых частей стали поступать тревожные донесения. Несмотря на усиленную, по сравнению с Т-40 и Т-60 бронезащиту и вооружение, новый танк по-прежнему был оснащен одноместной башней. Это крайне негативно сказывалось на работе экипажа, поскольку командир машины был вынужден в ходе боя одновременно отдавать приказы механику-водителю, вести стрельбу из пушки, самому подавать боепрпасы и самому её заряжать. Решением этой проблемы занялись ещё весной 1942 году, но тогда разработанная инженерами КБ под руководством Астрова новая двухместная башня не была принята к установке на серийные Т-70 в виду многочисленных выявленных недостатков. В частности, особое внимание уделялось тесноте в боевом отделении, а также возросшей массе танка, что отрицательно сказалось на ходовой части и трансмиссии. Проведенные испытания серийного Т-70, догруженного до массы 11 тонн, полностью подтвердили сделанные расчеты — у танка лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Тем не менее, с конца 1942 года в серийное производство поступила улучшенная модификация Т-70М, на которой большая часть недостатков была устранена. Кроме одноместной башни…

Новая башня, которая была установлена на опытный образец танка под индексом «080». В отличии от предыдущего проекта она имела сильно скошенный лобовой лист, что было сделано специально для достижения максимальных углов обстрела в вертикальной плоскости. Этого требовала не только текущая фронтовая обстановка, где легкие танки части применялись для штурмов городских кварталов, но и отдельные члены командного состава. К примеру, этого требовал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант Конев, который хотел, чтобы легкие танки могли сами защищать себя от атак авиации противника. Доработки были проведены в кратчайшие сроки, однако нововведения достались непросто. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40—45 мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни — броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту. Ходовую часть оставили прежней, с пятью опорными катками на борт оснащенными индивидуальной торсионной подвеской, тремя поддерживающими роликами, передним ведущим и задним направляющим колесом. На танке использовалась стандартная мелкозвенчатая гусеница от Т-70, состоящая из 80 траков шириной 300 мм. Электропроводка в танке Т-80 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 12 В) были генератор ГТ-500С с реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощностью 500 Вт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А\ч. Изменилась силовая установка — вместо двигателя ГАЗ-203 установили форсированную ГАЗ-203Ф, представлявшую собой спарку из двух моторов ГАЗ-80 мощностью 85 л.с. каждый. Танк оснащался механической трансмиссией, которая состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, 4-ступенчатой 5-скоростной КПП, карданного вала, главной конической передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов с сухим трением, ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Вооружение «080» осталось прежним (45-мм пушка 20К с длиной ствола 46 калибров и 7,62-мм пулемет ДТ), за исключением того, что спаренная пулеметно-пушечная установка получила увеличенные углы обстрела в вертикальной плоскости, которые составили от -8° до +65°. Боекомплект для пушки был доведен до 94 снарядов (по другим данным — до 100). Несмотря на кажущуюся устарелость полуавтоматическая пушка 20К оказалась очень удачной и выпускалась практически всю войну. Она имела небольшие габариты и подходила для установки на любой танк легкого типа, выпущенного после 1941 года. Единственным большим недостатком этого орудия была недоработка механизма полуавтоматики — при выстреле осколочным снарядом откат ствола был несколько меньшим и механизм не срабатывал, поэтому командиру танка приходилось вручную доставать стреляную гильзу из патронника, что снижало скорострельность с 15 до 7-10 выстрелов в минуту. Практическая дальность стрельбы 20К составляла 3600 метров, максимальная — 6000 метров. Весьма неплохими были и баллистические характеристики. При стрельбе бронебойными снарядами (БР-240 или Б-240) с дистанции 1000 метров пробивался 35-мм броневой лист установленный под углом 90°, и 28-мм броневой лист установленный под углом 60°. После принятия на вооружение подкалиберного снаряда БР-240П эти показатели увеличились до 72 и 59-мм соответственно. Больше того при наилучших условиях, когда стрельба велась с дистанции 100 метров и меньше, подкалиберный снаряд пробивал 96-мм вертикально установленный лист брони. Таким образом, пушка 20К в бою на близких дистанциях была очень сильным противником для всех средних и легких танков противника. также экипаж снабжался одним пистолет-пулемётом ППШ с 3 дисками (213 патронов) и 12 ручными гранатами Ф-1. В ряде случаев к этому вооружению добавлялся пистолет для стрельбы сигнальными ракетами. Танк снабжался двумя типами прицелов: ТМФ-1 для стрельбы по наземным целям и коллиматорным К-8Т для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий. Радиооборудование состояло из радиостанции 12РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ на 3 абонента. Корпус танка, как и схема бронирования, не претерпели значительных изменений, за исключением того, что толщина бортовых бронелистов была доведена до 25 мм.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.