Средний танк M4 Шерман (Sherman)

История создания.

Средний танк М3 стал развитием М2А1 что считалось временной мерой. В апреле 1941 г. Рок-Айлендский арсенал представил командованию бронетанковых войск пять эскизных вариантов танка М4. В итоге выбрали наиболее простую схему с использованием элементов среднего танка М3 при совершенно новом — литом или сварном — корпусе. 75-мм пушку разместили в башне, на крыше которой в башенке, установили пулемет. Как и в М3, предусмотрели люки в бортах корпуса. Макет машины, обозначенной как средний танк Т6, построили в мае 1941 г., а прототип слитым корпусом и некоторыми изменениями конструкции (без башенки) собрали на Абердинском полигоне 19 сентября 1941 г.

Глядя на канадский танк «Ram» можно было предположить, что Т6 оказал на него влияние. Однако документы и хронологическое сопоставление событий опровергают это. Первый серийный «Ram», построенный заводом «Монреаль Локомотив», испытывался на Абердинском полигоне с июля по октябрь 1941 гг. отчетах он сравнивается с танком М3, а не с Т6.

После германского вторжения в Россию в июне 1941 г., по личному заказу президента Рузвельта планировавшийся на 1942 г. уровень производства — 1000 средних танков в месяц — удвоили. Для этого требовалось привлечь новые предприятия: «Пасифик Кар энд Фаундри», «Фишер», «Форд» и «Федерал Мэшин энд Уелдер».

T6

В октябре 1941 г. Т6 приняли на вооружение под обозначением М4 и запланировали его массовое производство, в том числе на заводах, выпускавших М3 в 1942 г. В сентябре 1941 г. фирме «Фишер» предложили организовать вторую линию в Гранд Блэнк, штат Мичиган. Строительство Танкового арсенала в Гранд Блэнк, ориентированного на производство танков М4, началось в январе 1942 г., а изготовление танков — в июле того же года, хотя в то время «Фишер» уже выпускала М4 на одном из своих заводов.

Прототип М4, построенный «Лима Локомотив» в феврале 1941 г., отличался от Т6 отсутствием бортовых люков: В следующем месяце фирмы «Лима», «Прессд Стил» и «Пасифик Кар энд Фаундри» выпустили первые машины М4А1 с литым корпусом. К осени 1942 г. все заводы, вовлеченные в программу, развернули серийное производство, а в октябре британские М4 впервые вступили в бой под Эль-Аламейн.

Танки М4 были наиболее массовыми в войсках союзников в годы Второй мировой войны. Хотя он не обладал сильным бронированием и вооружением по сравнению с германскими и советскими танками, средний танк М4 удачно сочетал простоту обслуживания, надежность, скорость хода, прочность и несложную конструкцию. Это способствовало развертыванию массового] производства танков на коммерческих предприятиях, не имевших в мирное время опыта выпуска военной продукции. По критерию стоимость/эффективность М4 был оптимальным для своего времени, и это отразилось на производстве в 1942-46 гг. 40 000 танков М4 (и машин на era шасси).

М4 имел такое же шасси, что и М3. Однако кроме самых ранних модификаций тележки подвески были изменены: поддерживающие ролики крепились позади них, а не посередине. Корпус мог быть сварным, литым или сварным с лобовой частью, собранной из литых и катаных деталей, в то время как 75-мм пушка устанавливалась в простой литой башне и оснащалась гироскопическим стабилизатором, как на М3.

Первоначально танк оснащался радиальным двигателем «Континенталь» R-975 воздушного охлаждения, но их постоянная нехватка (они использовались и в авиапромышленности) заставляла применять иные варианты силовых установок, что увеличивало количество серийных модификаций.

М4 «Sherman» имел экипаж из 5 человек, мог вести огонь бронебойными и фугасными снарядами, максимальная толщина брони составляла 50 мм (на модифицированных танках более толстая), механизмом поворота служил управляемый двойной дифференциал, масса машины от 33 более «коротких» тонн, максимальная скорость — 30 миль/ч в зависимости от варианта.

Серийные модификации.

М4.

Двигатель «Континенталь» R-975 и сварной корпус. Ранние машины имели собранную на болтах из трех частей носовую часть корпуса и смотровые лючки (позднее убранные) для механика-водителя и его помощника. Они имели узкую маску орудийной установки М34. На следующих машинах применили цельную литую носовую деталь корпуса и орудийную установку М34А1 с широкой маской. На машинах последних партий (с конца 1943 г.) лоб корпуса изготавливался из литых и катаных деталей. М4 выпускались фирмами:

  • «Прессд Стил» (1000 танков, с июля 1942 г. по август 1943 г.),
  • «Болдуин» (1233, с января 1943 г. по январь 1944 г.),
  • «Америкэн Локомотив» (2150, с февраля по декабрь 1943 г.),
  • «Пульман» (689, с мая по сентябрь 1943 г.),
  • Детройтским арсеналом (1676, с августа 1943 г. по январь 1944 г.).

Всего — 6748 танков.

М4А1.

Тотже М4, но с литым корпусом. Машины первых партий имели тележки ходовой части, аналогичные М3, 75-мм пушки М2 с противовесом надульной части ствола и спаренные неподвижные курсовые пулеметы в лобовом листе корпуса. Эти пулеметы, как и смотровые лючки в лобовом листе, вскоре устранили, а после выпуска нескольких машин стали устанавливаться 75-мм пушки М3. Носовую часть корпуса, собранную из трех деталей, заменили одной литой деталью, а на машинах следующих партий ставились орудийная установка М34А1, крылья и противопылевые экраны гусениц. Танки М4А1 выпускались фирмами:

  • «Лима» (1655, с февраля 1942 г. по сентябрь 1943 г.),
  • «Прессд Стил» (3700, с марта 1942 по декабрь 1943 г.),
  • «Пасифик Кар энд Фаундри» (926, с апреля 1942 г. по ноябрь 1943 г.).

Всего — 6281 танк.

М4А2.

Вторая серийная модификация отличалась от М4 установкой двух дизелей GMC 671 из-за нехватки двигателей «Континенталь». Носовую часть корпуса из литых и катаных броневых деталей эта модификация так и не получила. Машины самых первых партий имели опорные катки со спицами (как ранние М4А1), но вскоре их для упрощения производства заменили цельными с выштампованными спицами. М4А2 выпускались фирмами:      * «Фишер»/«Гранд Блэнк» (4614, с апреля 1942 г. по май 1944 г.),     * «Пульман» (2373, с апреля 1942 г. по сентябрь 1943 г.), ,     * «Америкэн Локомотив» (150, с сентября 1942 г. по апрель 1943 г.),     * «Болдуин» (12, с октября по ноябрь 1942 г.),     * «Федерал Мэшин энд Уэлдер» (540, с декабря 1942 г. по декабрь 1943 г.).   Всего — 8053 танка.  Использовались только КМП США. Большинство шло на поставки по ленд-лизу (включая Россию).

Вторая серийная модификация отличалась от М4 установкой двух дизелей GMC 671 из-за нехватки двигателей «Континенталь». Носовую часть корпуса из литых и катаных броневых деталей эта модификация так и не получила. Машины самых первых партий имели опорные катки со спицами (как ранние М4А1), но вскоре их для упрощения производства заменили цельными с выштампованными спицами. М4А2 выпускались фирмами:

  • «Фишер»/«Гранд Блэнк» (4614, с апреля 1942 г. по май 1944 г.),
  • «Пульман» (2373, с апреля 1942 г. по сентябрь 1943 г.), ,
  • «Америкэн Локомотив» (150, с сентября 1942 г. по апрель 1943 г.),
  • «Болдуин» (12, с октября по ноябрь 1942 г.),
  • «Федерал Мэшин энд Уэлдер» (540, с декабря 1942 г. по декабрь 1943 г.).

Всего — 8053 танка.

Использовались только КМП США. Большинство шло на поставки по ленд-лизу (включая Россию).

М4А3.

Пятая серийная модификация со сварным корпусом и 500-сильным бензиновым V-образным 8-цилиндровым двигателем «Форд» GAA, созданным для нее. Это наиболее популярная в Армии США машина из всех серийных. Большинство танков осталось в США, по ленд-лизу поставлялись в основном другие модификации. Эта машина имела цельную носовую деталь корпуса. «Форд» построила 1690 М4АЗ с июня 1942 г. по сентябрь 1943 г., пока их изготовление не передали другим. С февраля 1944 г. по март 1945 г. приняло «Гранд Блэнк», при этом в конструкцию внесли ряд усовершенствований, включая командирскую башенку, люк заряжающего, лобовой лист корпуса, расположенный под углом 47° и «мокрую укладку» для боекомплекта. Это была наиболее совершенная модификация с 75-мм пушкой М4, и ее усовершенствования использовали на перевооруженных вариантах. Всего — 3071 танк.

М4А4.

Четвертая серийная модификация, строилась только Детройтским арсеналом после окончания производства танков М3 с июля 1942 г. по сентябрь 1943 г. Все М4А4 имели носовую часть корпуса, собранную на болтах из трех деталей, а орудийные установки М34 и лобовые смотровые лючки ранних машин потом изменили или убрали. Машины поздних партий имели орудийную установку М34А1. М4А4 оснащался мотором «Крайслер» WC «Мальтибэнк», составленной из пяти коммерческих автомобильных двигателей, работавших на единый вал трансмиссии. Это была еще одна попытка решить проблему нехватки двигателей. Для размещения такой СУ пришлось удлинить корму корпуса, доведя общую длину танка до 19 фт 10,5″. Силовая установка мощностью 370 л.с. обеспечивала танку скорость хода до 25 миль/ч — 7499 танков.

 

М4А5.

Американское обозначение, присвоенное канадскому танку «Ram», разработанному на основе М3. Один «Ram» испытывался Армией США.

М4А6.

Последняя серийная модификация представляла собой корпус и шасси танка М4А4 в сочетании с новым радиальным дизелем «Катерпиллер» RD-1820 мощностью 450 л.с. Как и М4А4, танк имел удлиненный корпус для размещения этого двигателя. Наибольшим усовершенствованием корпуса была лобовая часть из катаных и литых броневых деталей. Детройтский арсенал с октября 1943 г. по февраль 1944 г. построил 75 машин М4А6, после чего заказ на них аннулировали из-за низких эксплуатационных характеристик двигателей. Однако такая же носовая деталь излитых и катаных деталей ставилась на последних партиях танков М4, выпускавшихся Детройтским арсеналом.

 

Усовершенствования конструкции.

Опыт эксплуатации породил множество усовершенствоаний конструкции танков.

  1. 76-мм пушка. Для повышения огневой мощи танка АТС в июле 1942 г. начала разработку 76-мм пушек M1 и М1А1. Испытания показали, что башни танков М4 слишком малы для размещения длинноствольных пушек, поэтому приняли модифицированные башни средних танков Т20/Т23. Установку 76-мм пушки внедрили в производство с февраля 1944 г., и оснащенные ею машины были готовы ко времени высадки в Нормандии. Машины с такими орудиями обозначались дополнительным индексом «76 мм». Позднее устанавливались 76-мм пушки М1А1С или М1А2 с дульным тормозом.
  2. Защищенность. Наиболее слабым местом танков М4 I считались пожаро- и взрывоопасность двигателя, боекомплекта и топливных баков при относительно тонкой броне. Для преодоления этого использовали накладную броню на бортах корпуса напротив боеукладок и топливных баков и наваренные на лобовую часть корпуса, а иногда и башни. «Полевые» модификации включали укладку на лобовой части корпуса мешков с песком или наваривание креплений запасных траков в наиболее уязвимых местах. Иногда на лобовой части корпуса дополнительно крепились броневые щиты или бетонные блоки. Чтобы повысить живучесть танка, применили «мокрую боеукладку» (ячейки с выстрелами разделялись слоем глицерина) на машинах с 76-мм пушкой, а затем — с 75-мм. Машины с гаубицами имели внутреннее бронирование боеукладки.
  3. Ходовая часть. Внедрение тяжелого вооружения и другие изменения увеличивали общую массу машины и снижали ее подвижность. В 1943 г. разработали расширенную до 23″ гусеницу Т80 с центральным гребнем. Подвеску с вертикальными пружинами заменили подвеской HVSS. Тележки несли по два сдвоенных катка, а вместо старых вертикальных пружин ставились горизонтальные. Поддерживающие ролики закрепили на бортах корпуса. Подвеску HVSS разработали для того, чтобы при замене опорного катка не демонтировать всю тележку. HVSS внедрили с середины 1944 г. На машинах с широкими гусеницами, оснащенных новой подвеской, ставились крылья и надгусеничные полки с экранами. Первоначальная гусеница М4 получила обрезиненную внутреннюю дорожку на траках, но в связи с дефицитом резины в них использовались и стальные траки двух типов. Они были взаимозаменяемы с резино-металлическими, и на М4 встречались все три типа траков. Для движения по слабым грунтам траки гусениц могли снабжаться шпорами. С гусеницами Т80 шпоры не использовались, хотя позднее были разработаны и для них.
  4. 105-мм гаубица. Для решения задач непосредственной огневой поддержки предложили 105-мм гаубицу, и в ноябре 1942 г. модифицировали под нее два танка М4А2. В 1943 г. эту модификацию приняли к производству.

Поздние серийные модификации.

Благодаря отмеченным усовершенствованиям появились следующие модификации серии М4.

  • М4 (105 мм). М4 со 105-мм гаубицей. Детройтский арсенал с февраля по сентябрь 1943 г. выпустил 800 машин.
  • М4 (105 мм) HVSS. Тот же М4 (105 мм) с улучшениями модификаций 2, 3, 4, 5. Детройтский арсенал с сентября 1944 г. по март 1945 г. построил 841 машину.

 

  • М4А1 (76 мм). М4А1, но с улучшениями, описанными выше для модификаций 1, 2, 5 и поздних 3. «Прессд Стил» с января 1944 г. по июнь 1945 г. построила 3396 машин. М4А2 (76 мм). М4А2 с улучшениями модификаций 1, 2, 5 и поздних 3. «Гранд Блэнк» с июня по декабрь 1944 г. построила 1594 машины, а «Прессд Стил» с мая по июнь 1945 г. — 21. Всего 1615 экземпляров.

  • М4А3 (76 мм). М4А3 с улучшениями модификаций 1, 2, 5. Детройтский арсенал с февраля по июль 1944 г. построил 1400 машин, а «Гранд Блэнк» с сентября по декабрь 1944 г. — 525. Всего — 1925 машин.
  • М4А3 (76 мм) HVSS. M4A3 с улучшениями модификаций 1, 2, 3, 5. Детройтский арсенал с августа по декабрь 1944 г. построил 1445 машин.
  • М4А3 (105 мм). М4А3 с улучшениями модификаций 2, 4, 5. Детройтский арсенал с апреля по август 1945 г. построил 500 машин.
  • М4А3 (105 мм) HVSS. M4A3 с улучшениями модификаций 2, 3, 4, 5. Детройтский арсенал с августа 1944 г. по май 1945 г. построил 2539 машин.

Штурмовой танк М3А3Е2.

Ракетные пусковые установки на базе М4.

Для оснащения танков М4 разрабатывалось множество вариантов ракетных установок (в основном — РСЗО), лишь немногие нашли практическое применение. РСЗО Т34 («Calliope»), смонтированная на раме над башней, содержала 60 направляющих для 116-мм PC. На всех вариантах, кроме размещенных на М4А1, две нижние секции по 12 труб могли при необходимости сниматься. Установка поворачивалась вместе с башней, а ее вертикальная наводка осуществлялась с помощью тяги, связанной с орудийным стволом. «Каллиопе», разработанную в 1943 г., впервые применили во 2-й БТД во Франции в августе 1944 г. До конца войны оружие применялось ограниченно.

РСЗО Т34Е1. Аналогична Т34, но с двумя нижними секциями по 14 труб.

РСЗО Т34Е2. Внешне подобна Т34, но удлиненная. Т34Е2 содержала 60 направляющих для 183-мм PC и в случае необходимости могла быстро сбрасываться с танка. Ограниченно применялась в 1945 г.

РСЗО Т39. Установка в виде коробки с откидными крышками перед казенными и дульными срезами 20 направляющих труб для 183-мм PC. Изготовлен прототип.

РСЗО Т40 (М17) («Уизбэн») содержала 20 направляющих для 183-мм PC в коробчатом кожухе, вертикальная наводка производилась гидравликой от системы наведения 75-мм пушки. Вся установка могла сбрасываться при необходимости, a PC могли запускаться по одной или залпом. Применялась в 1944—45 гг.

PC3O T40 (укороченный вариант). Прототип подобен выше описанному, но с укороченными направляющими, снятой 75-мм пушкой, замененной механизмом вертикальной наводки пусковой установки. В бортах корпуса выполнили вспомогательные люки для экипажа, как на М4А2.

РСЗО Т72. Аналогична Т34, но с сильно укороченными направляющими. В боях не использовалась.

РСЗО Т73. Аналогична Т10, но на 10 PC. В боях не использовалась. Построен прототип на шасси М4А1. РСЗО Т76. Танк M4AI, на котором 75-мм пушку заменили направляющей для 190,5-мм PC. В лобовой части башни вокруг установки имелись отверстия для выхода газов, образовавшихся при пуске. Перезаряжание — изнутри башни. Построили только прототип в 1944 г. Такая же установка катанке М4А3HVSS обозначаласьТ76Е1.

РСЗО Т103. Одиночная коробчатая направляющая для 183-мм PC, установленная на танке М4А1 вместо 75-мм пушки. Разработана на основе Т76 в августе 1945 г. Испытывался прототип.

Двойная РСЗО Т99. Два небольших коробчатых пакета, каждый из которых содержал 22 114,3-мм PC, смонтированные по бортам башни на машине с 76-мм пушкой. Несколько установок изготовили в 1945 г., они устанавливались также в опытном порядке на тяжелом танке М26.

САУ на шасси М4.

Танк-разрушитель Т31. Прототип построен в 1945 г. на шасси М4А3 HVSS со 105-мм гаубицей в специальной башне с направляющими для 183-мм PC по бортам башни.

ЗСУ Т52, В июле 1942 г. по инициативе «Файрстоуна» началась разработка ЗСУ на шасси М4 с двумя 40-мм пушками или с одним 40-мм орудием и двумя 12,7-мм пулеметами с наведением в любую точку верхней полусферы. Выбрали и испытали второй вариант. Скорость наведения оружия оказалась мала для стрельбы по низколетящим целям, и проект остановили в октябре 1944 г.

90-мм САУ Т53 и Т53Е1. Разработка установки 90-мм зенитной пушки на шасси М4 началась в июле 1942 г. Орудие предполагалось устанавливать в кормовой части корпуса при размещении двигателя в средней его части. Прототип создан «Крайслером» в Детройтском арсенале, испытан на Абердинском полигоне. В результате заказали 500 машин при условии внесения доработок, включая размещение орудия в средней части корпуса и возвращение двигателя в корму. Доработанная машина Т53Е1 предназначалась для использования в качестве ЗСУ и самоходной ПТП. Испытания машины Танко — истребительным командованием показали, что она не имеет преимуществ перед М10. ПВО также отказалось от него, несмотря на выданный заказ, и проект остановили в мае 1944 г. Для использования в качестве ЗСУ Т53Е1 имела откидные опоры.

 

На Британской службе.

Средний танк М4 в Великобритании получил обозначение «Генерал Шерман», но чаще именовался «Sherman». В действительности «Sherman» оказался наиболее важной машиной на вооружении британской армии, и в 1939—45 гг. использовался значительно шире, нежели любой из танков, созданных в Англии. Британские танки с сопоставимыми по огневой мощи 75-мм пушками двойного назначения поступили на вооружение только в конце 1943 г., а их широкое использование началось весной 1944 г. Первые «Шерманы» — в основном М4А1 с литым корпусом — поставили 8-й Армии на Ближний Восток осенью 1942 г., и около 270 из первой партии в 300 танков находились в войсках к началу сражения под Эль-Аламейном 24 октября, в котором они вместе со средними МЗ составили более половины британской танковой армады, задействованной в сражении. Для увеличения количества танков М4 в войсках часть машин взяли из американских частей, компенсировав потери на затонувшем судне конвоя, направлявшегося в Массавуа.

В конце 1942 г. началась доставка М4 по ленд-лизу в Великобританию, достигшая стабильного уровня — как в отношении поставок британским войскам на Ближний Восток, так и в Англию, — сохранявшегося до конца войны. Основная масса танков, поставленных в Великобританию, были М4А4 (более 1600 машин пришлось на долю 8-й Армии в Италии в 1943 г.). М4А3 было немного, поскольку они как основная модель предназначались для Армии США. Самые поздние модификации с подвеской HVSS, 76-мм пушками и «мокрой боеукладкой» поставлялись с конца 1944 г. и в небольшом количестве.

Основным британским вкладом в развитие «Шермана» и стала установка на него 76-мм пушки. Он известен как «Sherman Firefly» и был наиболее вооруженным британским танком времен войны. Установку 76-мм пушки на М4 предложили в январе 1943 г. как гарантию на случай провала программы танка A30 «Challenger», на испытаниях которого выявился ряд недостатков. Несмотря на некоторую оппозицию такому решению со стороны министерства снабжения, военные решили построить прототип. В ноябре 1943 г. его предъявили заказчику, а в феврале 1944 г. вследствие задержек с проектом «Challenger» и неуверенности в его будущем переделка М4 в «Sherman Firefly» получила приоритет, что позволило войскам получить его во время высадки в Нормандии. «Sherman Firefly» оказался единственным из британских танков, способным относительно на равных бороться с «Тиграми» и «Пантерами». Первоначально «Sherman Firefly» вводился из расчета один танк на подразделение из-за дефицита 76-мм танковых пушек. Однако к началу 1945 г. танки этой модификации в возрастающих количествах поступали в войска. В конце 1945 г. башню «Sherman Firefly» отправили на Абердинский полигон для установки на шасси М4А3. Но Армия США так и не приняла его на вооружение. В Великобритании на шасси «Sherman» изготовили ряд удачных спецмашин.

 

Основные Британские модификации.

«Sherman» I. Британское обозначение стандартного М4.

«Sheramn Hybrid» I. Британское обозначение М4 поздних партий производства Детройтского арсенала с лобовой частью корпуса из катаных и литых деталей. «Sherman» IB. Британское обозначение танка М4( 105 мм).

«Sherman» IBY. Британское обозначение М4 (105 мм) HVSS. Поставлялся в конце 1945 г.

«Sherman» II. Британское обозначение стандартного танка М4А1 (слитым корпусом).

«Sherman» IIA. Британское обозначение М4А1 (76 мм).

«Sherman» IIС («Firefly»). Британское обозначение танка М4А1 с 17-фунтовой пушкой.

«Sherman» III. Британское обозначение танка М4А2.

«Sherman» II1AY. Британское обозначение танка М4А2 с 76-мм пушкой, «мокрой боеукладкой» и подвеской HVSS. Поставлялся в конце 1944 г.

«Sherman» IV. Британское обозначение танка М4АЗ.

«Sherman» IVA. Британское обозначение стандартного танка М4АЗ с 76-мм пушкой и «мокрой боеукладкой».

«Sherman» IVB. Британское обозначение М4АЗ (105 мм). «Sherman» IVC («Firefly»), Британское обозначение танка М4АЗ, перевооруженного в Великобритании 17-фунтовой пушкой.

«Sherman» V. Британское обозначение танка М4А4. «Sherman» VC («Firefly»). Британское обозначение танка М4А4, 17-фунтовой пушкой. Для увеличения боекомплекта пушки на всех «Firefly» снимали лобовой пулемет и место пулеметчика (помощника механика-водителя).

«Sherman» VII. Британское обозначение танка М4А6. В Великобританию, видимо, попало несколько машин. «Sherman» V («Rocket»). Модификация, выполненная в конце 1944 г. в мастерских Колдстримского гвардейского полка гвардейской БТД. Две направляющие для 127-мм авиационных PC с истребителя «Тайфун» устанавливались по бортам башни танка «Sherman» V. Таким образом переоборудовали несколько машин «Sherman» VC.

 

ТАНКИ «Sherman» DD («Двойного управления»).

Оборудование DD, оказавшись наиболее удачным, создавало необходимый запас плавучести стандартному танку. С апреля 1943 г. оборудование DD начали приспособливать на «Sherman». Машина герметизировалась, а на корпусе по периметру крепился надувной баллон в виде кожуха плавучести. В развернутом состоянии кожух фиксировался распорками. Два небольших гребных винта, вращавшихся от двигателя танка, обеспечивали танку скорость в 4 узла, а при выходе на берег складывались. Для высадки в Нормандии в июне 1944 г. танками «Sherman» DD оснастили британскую 79-ю БТД, танки высадились в первом эшелоне «вплавь» с десантных средств флота. Кожух в оборудовании DD придавал машине необходимый запас плавучести, но танк при этом оказывался ниже уровня воды. Управление танками в такой конфигурации, особенно в штормовую погоду требовало большой осторожности и умения.

«Sherman» III и V DD. Первые переделки с применением кожухов и оснащения на «Валентайн» DD. «Sherman» III и V DD Mk I. Улучшенный вариант с усилением рамы кожуха и внутренних распорок.

«Sherman» III DD Mk II. DD Mk I с улучшением отдельных деталей.

«Sherman» III и IIIAY DD Mk III. Американская модификация для британских и (ограниченно) американских войске изменениями в деталях. Последние машины имели подвеску типа HVSS, 76-мм пушку и поступили на вооружение британской армии в конце 1945 г. Опытные разработки на основе машин DD включали: предложенное в 1944 г. оборудование BELCH для создания водяного тумана вокруг кожуха для защиты его от прицельного обстрела; плавающий БТР «Sherman» V DD, представлявший собой стандартную машину с грибовидной крышей вместо башни (разработан для высадки пехоты вместе с танками DD); «Sherman» III DD с ракетной установкой — танк DD с авиационными ракетными пусковыми установками JATOG №5 Mk I с каждой стороны для разрушения береговых барбетов; «Шерман Топи» с понтонами спереди и сзади в дополнение к оборудованию DD для повышения запаса плавучести; «Sherman» DD Mk II с приспособлением «Джинандит» — танк DD с приспособлением для укладки перед машиной тканевого покрытия для преодоления песчаных грунтов.

Оставьте комментарий